Учиться никогда не поздно

Нужны ли Беларуси народные университеты, как в Германии?

Нужны ли Беларуси народные университеты?

С опытом образования взрослых в Германии ознакомились слушатели Института государственной службы Академии управления при Президенте Беларуси. Визит стал третьим, заключительным этапом международной белорусско-немецкой программы «Компетенции для развития образования взрослых на местном уровне», рассказала директор Центра международного сотрудничества и образовательных программ академии Татьяна ПРАННИК.

— Идея сотрудничества родилась во время встречи ректора Академии управления Анатолия Морозевича и проректора по учебной работе Игоря Ганчеренка с директором Народного университета Бонна доктором философских наук Ингрид Шёлль, которая посетила Академию управления в 2011 году. Совместно с представительством «Deutscher Volkshochschul-Verband e.V.» в Республике Беларусь было решено осуществить проект по повышению квалификации слушателей Академии управления с привлечением немецких экспертов. Мы выражаем глубокую признательность руководителю представительства Галине Веремейчик за инициативу и сотрудничество в рамках данной программы.

К участию в проекте приглашались лишь регионы, поскольку возможностей для образования взрослых там меньше, чем в столице. Было подано достаточно много заявок, но для участия отобрали лишь семь. Каждая команда состояла из трех участников: представителей местных органов власти, специалистов, которые работают в образовательной или социальной сфере. Два семинара в рамках программы прошли в сентябре и октябре этого года на базе Академии управления. Слушатели подготовили выпускные работы и проекты, получили сертификаты о прохождении курса. Среди проектов планировалось выбрать три лучших, но, так как два набрали одинаковое количество баллов, в результате были признаны лучшими четыре работы, а их авторы получили возможность поехать в Германию.

Также по условиям программы один из проектов получил немецкое финансирование. Это разработка, посвященная созданию в Кобринском районе центра дополнительного образования взрослых из числа социально уязвимых категорий населения «Твой шанс». В остальных работах слушатели также затронули важные и очень актуальные проблемы, пытаясь показать возможности дополнительного образования взрослых в своих регионах: где-то планировалась работа центра по образованию взрослых, где-то предполагалось трансформировать деятельность уже функционирующего учреждения. Были проекты, направленные на работу с пожилыми людьми и инвалидами, а также на адаптацию лиц, находящихся в заключении.

В целом необходимо отметить, что программа поездки была насыщенной. Мы смогли познакомиться с работой Народного университета города Бонна, который предлагает широкий спектр различных курсов. Было предусмотрено посещение небольших городков. К слову, в таких небольших регионах с населением, например, 8 тыс. человек народные университеты предлагают до 2 тыс. различных курсов.

— Какой опыт стал особенно важным для участников программы?

— Визит носил в первую очередь учебный характер, что позволило его участникам увидеть, как организован процесс образования взрослых в Германии. Для представителей Академии управления важным было ознакомиться с опытом подготовки и повышения квалификации немецких чиновников и служащих. Содержание обучения наших управленческих кадров и немецких чиновников во многом совпадает. И в Беларуси, и в Германии слушателей интересуют вопросы государственного права, управленческого права, коммунального или местного управления и самоуправления, тайм-менеджмента, конфликт-менеджмента, экономики, психологии, изучение делового иностранного языка. Но в то же время таким дисциплинам, как риторика, свободная экономика, здоровье и правильное питание, в Германии, где программа направлена на укрепление ресурсов организма, уделяется намного больше внимания. Особое место отводится изучению иностранных языков. Каждый чиновник должен знать, как минимум, два иностранных языка, а для руководителей обширные языковые навыки — необходимое условие. У нас с этим пока сложно. Хотя мы делаем определенные шаги. К примеру, в академии открыты курсы выходного дня по деловому английскому языку.

— В чем отличие немецкой системы образования взрослых от белорусской?

— В Германии образованию взрослых уже более ста лет — это стабильная, устоявшаяся, с хорошей практикой система. У нас эта система тоже работает, но несколько по-другому. В Германии хорошо развито неформальное образование. В Беларуси же дополнительные возможности получения знаний замкнуты на формальном: повышение квалификации, переподготовку проходят в государственных учреждениях образования, а языковые и иные курсы, как правило, предлагают коммерческие организации.

Народных университетов у нас не существует. В Германии эти образовательные структуры получают финансирование от той земли, на территории которой они находятся, от города, где они расположены. Курсы эти не бесплатные, но за счет субсидий они гораздо дешевле, что делает их доступными для широкого круга населения и большой возрастной категории: от 16 лет и далее без ограничения.

К тому же в нашей стране мы привязаны к своей сфере работы, и повышать уровень образования часто можно лишь в смежных областях. Но если есть желание получить знания в совершенно противоположной области, то это придется делать за собственные деньги. В Германии же есть профессиональный отпуск для обучения: 5 дней в году любой немец может взять за счет своего работодателя и посвятить это время получению дополнительного образования. Безусловно, такая возможность расширяет кругозор и спектр интересов.

— Насколько вопрос образования взрослых актуален для нашей страны? Какие пробелы в данной системе предстоит заполнить?

— Интерес к сфере образования взрослых, безусловно, есть. Участники программы говорили о том, что запросы от разных категорий населения, в том числе от людей пожилого возраста, постоянно поступают. Но этот спрос не всегда может быть удовлетворен, поскольку воплощение желаний упирается в вопросы финансирования.

Изучив отлаженную немецкую систему, мы сделали вывод, что у них много внимания уделяется здоровьесбережению. Также в Германии существует процедура возвращения денег слушателю в том случае, если он недоволен обучением. Надо признать, что до настоящего времени у нас проблем не было, но, наверное, такая возможность должна быть предусмотрена. Кроме того, мы не практикуем оплату слушателем курсов в рассрочку…

Стоит отметить, что программы обучения в народных университетах разрабатываются с учетом специфики региона. Например, если в данной местности развивается туризм, то появляются курсы в сфере обслуживания. Так обучение отдельного человека помогает развиваться целому городу или району.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter