Учиться не благодаря, а вопреки

ЕГУ на протяжении многих лет то и дело сотрясают скандалы

Пока администрация и преподаватели ЕГУ выясняют отношения, студенты делятся своими впечатлениями от учебы

Сегодня мы много говорим о качественной составляющей образования, в том числе высшего. И это не случайно, ведь инновационная, основанная на знаниях экономика страны остро нуждается в грамотных, квалифицированных кадрах. Но как и кто их может воспитать?

Тот, кто по старинке привык считать, что все лучшее там, где нас нет, своего мнения на сей счет не изменит никогда. Но если смотреть на ситуацию объективно, памятуя, сколько наград ежегодно привозят белорусские студенты с международных конкурсов и олимпиад, понимаешь, что и талантов у нас достаточно, как и педагогов с большой буквы.

Нынче высшее образование стало массовым. Если в Советском Союзе только каждый 7-й выпускник школы становился студентом вуза, то сегодня эта цифра доходит до 80 процентов. Это говорит не только о престиже высшего образования, о конкуренции на рынке труда, но и о тех переменах, которые происходят сегодня в экономике.

Вместе с тем это означает конкуренцию в сфере высшего образования как внутри страны, так и сравнение своих сил и возможностей с зарубежными вузами. Мы представлены в рейтингах и выглядим зачастую не хуже, а лучше других. Понятие качества образования включает в себя массу составляющих. Это и высокий профессионализм профессорско-преподавательского состава, и хорошая материально-техническая база вузов, инфраструктура управления и система контроля качества знаний. Качественное образование, говорят педагоги, не нуждается лишь в одном — в политизации обучения.

Но есть те, для кого качество образования уходит на вторые позиции. И пускай курс, который предлагается студенту, сродни уровню курса колледжа, зато у вуза есть громкое в политических кругах имя. Так что особо «идейный» студент заплатит и за него. Другого устроит диплом, пусть и не подкрепленный глубокими знаниями, но дающий пропуск на европейский рынок труда.

Вообще, ситуацию с Европейским гуманитарным университетом иначе, как уникальной, не назовешь. За немногим более чем два десятка лет существования вуз то и дело сотрясают скандалы. Сначала в 2004 году, когда он был закрыт в Беларуси, и теперь, спустя десять лет, в ставшей его второй родиной Литве. Только на этот раз «война» вспыхнула уже внутри вуза: сенат не может найти общий язык с администрацией. Бывший глава сената ЕГУ Павел Терешкович называет свою альма-матер университетом гастарбайтеров, поскольку, по его словам, большинство преподавателей уже который год не имеют трудовых контрактов и социально не защищены. В свою очередь ректор Анатолий Михайлов настаивает на том, что в вузе назрели качественные реформы. Собственно, и тот, и другой признают: учреждение образования недотягивает до высокого звания вуза.

О проблемах с качеством образования говорят и те, кому «посчастливилось» учиться в ЕГУ. «К сожалению, приходится наблюдать, как каждый тянет на себя одеяло в который раз, а преподаватели обеспокоены тем, что при прозрачном, непредвзятом отборе они потеряют работу. Проучившись 4 года в ЕГУ, первое, что я бы поменял, — это 80 % преподавателей моей программы вместе с их курсами. Знания тотально неактуальны, качество преподавания я бы оценил на 6—7 баллов. Считаю, что студентам нужно качественное образование, которое нынешний, проросший корнями в ЕГУ академический состав (не про всех говорю, есть 20 % весьма достойных личностей) дать совершенно не может. Где программы, к которым есть интерес со стороны студентов?» — пишет один из выпускников. Вторит ему и другой участник дискуссии: «То, что ЕГУ не дает профессию, — секрет, наверное, только для первокурсников. Как говорит на каждой встрече со студентами руководство университета, «задача ЕГУ — расширять горизонты». Ну-ну… Я соглашусь с одним из предыдущих комментариев о необходимости менять состав преподавателей и курсы, которые они предлагают. То, что они ничему не учат, — это не самое страшное. Бедой многих студентов якобы факультета журналистики (который заканчивала и я) стал напрочь «сломанный» язык. Выпускники департамента «медиа и коммуникация» если и станут толковыми журналистами, то не благодаря, а вопреки полученному образованию».

Так, может, устами молодых глаголет истина? Просто они, начинающие взрослую жизнь люди, острее чувствуют ее проблемы и правдивее их высказывают. Ведь снаряд в одну воронку не попадает дважды. И если тебя не единожды, а постоянно критикуют, так, возможно, проблема все-таки в тебе?

Печально то, что за перетягиванием одеяла и администрация, и преподаватели забывают о главном — о простом студенте, которого нужно учить. И о каком качестве образования может идти речь, если на том же форуме, где обсуждается судьба вуза, студент-второкурсник робко замечает: из университета пропадают не только специальности, которые должны, по идее, быть основой любого гуманитарного вуза, но и вводные курсы, с которых начинается изучение предметов. Эдак и сами предметы исчезнут один за другим. А, собственно, зачем они нужны, если в ЕГУ все равно едут за чем угодно — взрослением, расширением горизонтов, умением мыслить критически, но только не за знаниями?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter