Есть ли вообще мировой опыт, который нам стоит перенимать?

Учиться настоящим образом

Помню, в начале 90–х годов прошлого века (тех самых!) стали появляться первые книги по рекламе и (страшно было выговорить) маркетингу. Люди, прочитавшие их и умевшие при случае ввернуть что–то типа «фокус–группа с таргетированием на целевую аудиторию», могли получить любой рекламный заказ у неискушенной публики. И взрывали телевизионный эфир вместе с простым человеческим сознанием ролики типа «Обращайтесь на Московский вентиляторный завод!».

Интересно, что те, кто пытался заниматься бизнесом всерьез, быстро поняли, что из западных советов, технологий, примеров (кейсов, как сейчас говорят продвинутые) хорошо если десятая часть работает. Оно и понятно: «в одну телегу впрячь не можно», «что русскому хорошо» и «не растет у нас оливковое масло» — короче говоря, не стоит в белорусский палисадник сажать тропическую орхидею и с трепетом ждать цветения.

Это я говорю о проверенных, отработанных, честных советах, книгах и учебниках. А сколько было мудрых мыслей типа «что не убивает, то делает нас сильнее», не сосчитать. Никто же уже не думает, что одно лишь английское имя автора и список неких названий в аннотации гарантируют компетентность, или еще есть такие? Наверное, все–таки есть, хотя бы потому, что каждое новое поколение спешит набить свои шишки, полагая себя уж всяко продвинутее предыдущего.

Интернет, как и раньше, пестрит зазывными объявлениями на курсы «проведения правильных переговоров», «изменения жизни за три шага» и «искусства управления деньгами и людьми». Разные масштабы семинаров (и разные деньги), разные степени отличия приглашаемых «звезд» (и снова разные деньги), разные дипломы по окончании (от многими признаваемых до только дома повесить). Целая индустрия, и, подозреваю, это индустрия и есть, просто мы еще о ней толком не знаем.

Вот некий доктор, ментор, сооснователь и прочая и прочая в интервью восторженному белорусскому журналисту весомо говорит, что «агрессивные переговоры, когда одна сторона пытается «продавить» другую, — это прошлый век. Сейчас наиболее успешны в бизнесе те, кто обладает талантом слышать других». Не то чтобы я за «агрессивные переговоры», но человеколюбием крупный бизнес не страдал от рождения. Никогда. Это в его сути заложено, так природа захотела.

Или еще откровение: «Управленцы ненавидят слово «люди». Но лучше донести до коллектива другую мысль: «Мне нужна ваша помощь». Объяснить: если вы поможете мне заработать много денег, я смогу повысить вам зарплату и платить бонусы». Почему–то на этом тот «профессиональный психиатр, специализирующийся в области бизнеса», которого я взял просто в качестве свежего примера, останавливается. Оно и понятно: совет он дал, гонорар получил. А будет ли тот, много заработавший, вести себя так или как тот же Сергей Полонский заберет свои «много денег» и уедет на свой остров в Камбоджу — это, видимо, уже не к нему. Это к другому психиатру.

Только не подумайте, уважаемые читатели, что я против бизнес–образования, повышения квалификации и изучения передового опыта, нет. Я — за. Но давайте рассудим с позиций здравого смысла. Возьмем  экономику. Есть в мире страна с такими же начальными условиями, как и Беларусь? Сразу слышится хор голосов: как же, да полно! Но если уж хорошенько разобраться, то нет, не похоже. И даже если допустить, что похоже, то, во–вторых, а что, они живут так же, как белорусы? Или так же думают, то же ценят, схожи традиции? А экономика не существует отдельно от общества, это вы у любого предпринимателя спросите. У нас так, у других этак, кое–где нам вообще непонятно, как это работает. Но оно работает — там, а здесь не будет.

И, наконец, все эти кейсы — это западный опыт. А мне, например, все меньше верится в то, что Запад как объединенное экономическое понятие на самом деле так уж сильно хочет, чтобы мы заняли место на мировом рынке, стали конкурентоспособными — в общем, больше зарабатывали и лучше жили. Всего этого Запад хочет для себя. Оказывается, правду сказал тот бизнес–психиатр: помогите мне заработать много денег. А уж потом я, наверное, смогу повысить вам зарплату и платить бонусы. Там посмотрим.

Никто за нас наш путь не пройдет. И не проходил, что бы ни говорили адепты чистой экономики. Поэтому учиться, если уж по–настоящему, придется в первую очередь на собственных ошибках. Кстати, как раз сейчас меняется поколение: 25 лет прошло с момента обретения независимости. И хорошо бы как–то аккумулировать накопленный опыт, пусть даже и заставив новое поколение его как минимум знать.

mukovoz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter