О развитии инклюзивного образования

Учиться на равных

В самом конце прошлого года в нашей стране вступила в силу Конвенция о правах инвалидов. Принятый 11 лет назад на Генеральной Ассамблее ООН документ — всеобъемлющий гарант прав людей с инвалидностью на равенство и доступность. Во всех смыслах: от безбарьерной среды в домах, на улице и транспорте до возможности получить образование на любых ступенях — и в школе, и в колледже, и в университете. Это называется инклюзия: когда, говоря просто, болезнь не мешает обучаться вместе и фактически наравне со сверстниками. Поступательно двигается в эту сторону и наша образовательная система. Едва ли процесс можно ускорить принудительно, ведь нужно учесть интересы всех участников — избавить от предубеждений родителей и отчасти учеников, подготовить самих педагогов.

Фото  easttime.ru

Для учителей уже работает специализированный сайт, регулярно проводятся семинары. В октябре в Минске прошла международная конференция по инклюзивному образованию, которая может стать регулярной. Вехой стало и открытие в прошлом году на базе факультета специального образования БГПУ имени М.Танка Института инклюзивного образования. Это мировая тенденция: подобные специализированные учреждения работают или создаются во многих странах, ведь на их базе не только готовят педагогов, но и проводят тематические научные исследования. В структуре нашего университета также создан Национальный ресурсный центр инклюзивного образования, в перспективе по всей стране появится сеть его филиалов. Однако преградой могут стать не только неадаптированные учебные программы или недостаточно подготовленные учителя, но и физические пороги — безбарьерная среда в учреждениях образования остается серьезной проблемой. И дело не всегда в недостаточных усилиях или финансировании, причина порой исключительно архитектурная.

Просто говорить о безбарьерности в детском саду или школе, занимающих одно здание, пусть даже в несколько этажей: необходимую модернизацию можно провести на относительно небольшой площади. Совсем другое дело университет: это несколько корпусов, разбросанных по городу, между которыми студентам зачастую приходится перемещаться, отдельно стоящие общежития, и ведь все они должны соответствовать требованиям безбарьерной среды. Обостряет ситуацию и сам возраст зданий — построенные по старым требованиям аудитории или залы для лекций порой просто невозможно адаптировать под людей с особыми потребностями без капитального ремонта. Поэтому, отмечают эксперты, наиболее удобны в этом плане молодые университеты — Полоцкий, Барановичский, Полесский. Немаловажно и то, как трактовать саму безбарьерную среду. Пока мы чаще всего понимаем под ней пандусы, подъемники, оборудованные лифты для инвалидов–«колясочников». Но ведь ослабленное зрение или слух — такие же помехи в получении образования, пусть студент и сможет сам дойти до аудитории. То есть лекции как минимум должны сопровождаться субтитрами, а в идеале, приводят эксперты в пример западный опыт, к каждому инвалиду должен быть приставлен и персональный помощник–сопровождающий...

Увы, само слово «инвалид» по–прежнему рассматривается скорее в медицинском контексте (отказаться от такого подхода прежде всего и призывает конвенция) и неизбежно ассоциируется с какими–то ограничениями. А это накладывает отпечаток даже на получение высшего образования. Активная Александра Городникова увлеченно рассказывает, что кресло–коляска нисколько не мешает ей делать видеоролики, но медицинскую комиссию, чтобы поступить в Белорусскую государственную академию искусств на специальность «Режиссура», она не прошла. К счастью, сегодня подставляют плечо частные инициативы, например, проект инклюзивного образования в творческой сфере «Новый взгляд» запустило культурно–информационное учреждение «Мастерская социального кино». Именно здесь Александра познакомилась с азами режиссуры и убедилась, что выбранная профессия ее нисколько не разочаровала и не утомляет, не изматывает физически. Девушка и ее однокурсники в качестве практического задания подготовили в том числе и видеоролики, рассказывающие о проблемах, с которыми приходится сталкиваться инвалидам в обычной жизни. Такой взгляд, как говорится, изнутри, возможно, вскоре появится на телеканалах как социальная реклама. Александра успела пройти еще одни курсы режиссуры, но все же замечает: чтобы найти работу по специальности, нужно именно академическое образование, дорога к которому пока для нее закрыта. Впрочем, учеба для инвалидов — не самоцель, а реальный шаг на пути к трудоустройству, но здесь, к сожалению, начинаются уже другие проблемы...

akostyukevich@sb.by

Советская Белоруссия № 6 (25141). Среда, 11 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter