Учиться или… митинговать?

Качественное образование не нуждается лишь в одном – в политизации. «С моей точки зрения, это не то, что нужно молодому человеку, который приходит в вуз за получением высшего образования», — отмечает Василий Стражев

Качественное  образование  не  нуждается  в  политизации 

Сегодня много говорится о качественной составляющей образования, в том числе высшего. И это не случайно, ведь инновационная, основанная на знаниях, экономика страны остро нуждается в грамотных, квалифицированных кадрах. Но как их воспитать? 

Многие из тех, кто по старинке привык считать, что все лучшее там, где нас нет, своего мнения на сей счет не изменят никогда: больно уж силен в них нигилизм. Если же смотреть на ситуацию объективно, памятуя, сколько наград ежегодно привозят белорусские ребята с международных конкурсов и олимпиад, становится понятно: и талантами наша земля богата, и педагогами с большой буквы, которые могут и умеют с этими талантами работать. 

Но, по мнению ректора БГУ Василия Стражева, все это  не повод для самоуспокоения. «Есть выражение в морской терминологии, что скорость эскадры определяется скоростью самого тихоходного корабля, — говорит он. – Да, наша вузовская элита – одна из лучших в мире, но выпускники вузов состоят не только из элиты, которая исчисляется всего лишь десятками и сотнями. Учебные заведения оканчивают многие тысячи ребят». 

По словам Василия Ивановича, вузы сегодня испытывают проблемы  в отношении среднего студента. Говоря о среднем студенте, пояснил собеседник, речь не идет о средних интеллектуальных возможностях, а о тех усилиях, которые молодой человек прикладывает к усвоению знаний. «Вопрос именно здесь, — комментирует Стражев. — Как сделать так, чтобы уровень среднего студента повышался и при этом исчезали слабые? По большому счету, реально говорить о качестве образования надо, в первую очередь ориентируясь на среднего студента. Чем выше его уровень, тем выше качество образования в целом. И здесь непочатый край работы». 

Сегодня высшее образование стало массовым. Это тоже не все пока осознали. Если в Советском Союзе только каждый 7-й выпускник школы становился студентом вуза, то сегодня цифра доходит до 80 процентов. Это говорит не только о престиже высшего образования, о конкуренции на рынке труда, но и о тех сдвигах, которые происходят сегодня в экономике. «Образование стало массовым, а школы еще не успели перестроить принцип обучения. Как это сделать? Единственно правильный ответ, – не заменяя преподавателей, интенсифицировать обучение. А это возможно только при помощи информационных технологий, — отмечает Василий Стражев. — Во-первых, массу материалов можно представить в электронном виде. Во-вторых, информационные технологии дают возможность интерактивного обучения и самоконтроля». При этом лекции никто не отменяет, но меняются пропорции самостоятельной и лекционной работы. 

Использование таким образом информационных технологий – главный принцип дистанционного обучения, о котором сегодня столько говорится и которое так популярно за рубежом. Любопытно, что при этом в зарубежных университетах нет ни одного заочника. «При массовом высшем образовании дать знания всем только привычными методами не получится, — убежден собеседник. — Так, на мой взгляд, создание системного подхода к введению информационных технологий в учебный процесс – основное направление развития образования и его качественной составляющей». 

Кстати, международный опыт может быть полезен во многих вопросах. Зачем изобретать колесо, тратить на это время и средства, если его давно изобрели? Кроме того, некоторые истины могут рождаться в процессе совместного творчества. Например, недавно БГУ закончил проект с немецкими, итальянскими и испанскими вузами. Изучался опыт модульного построения учебного процесса и оценки объема учебного труда. «Привычная для нас форма исчисления знаний академическими часами в определенной мере не соответствует сегодняшним потребностям, — поясняет ректор. – Сегодня на первое место выходит оценка общего учебного труда, который не сводится только к прослушиванию лекций и участию в семинарских и практических занятиях. Это и подготовка к экзаменам, написание курсовых работ, самостоятельная работа. В России для всего перечисленного есть термин «академическая зачетная единица». Думаю, в ближайшие годы он появится и у нас. 

Продолжая разговор о качестве образования, отмечу, это понятие включает в себя массу составляющих. И высокий профессионализм профессорско-преподавательского состава, и хорошую материально-техническую базу вузов, инфраструктуру управления и систему контроля качества знаний. Качественное образование не нуждается лишь в одном – в политизации. «С моей точки зрения, это не то, что нужно молодому человеку, который приходит в вуз за получением высшего образования», — отмечает Василий Стражев. 

Напомню, в свое время БГУ принял 75 % студентов Европейского гуманитарного университета, который в 2004 году лишился лицензии. Любопытно, что, когда уже через год у ребят появилась возможность уехать из БГУ в Вильнюс, где вуз возобновил работу, туда практически никто не поехал. «Попав в БГУ, проникнувшись университетским духом, атмосферой научного и интеллектуального поиска, которую нельзя воссоздать за 10 лет, ребята нашли здесь себя, — рассказывает Василий Иванович. — Сравнивать такой маленький вуз, как ЕГУ, и Белгосуниверситет я бы не стал. Это несопоставимые вещи». Еще бы! С одной стороны, БГУ доступен для всех (только учись!) – сегодня здесь обучается 25 тысяч студентов, с другой — по уровню преподавания (и так было всегда) это элитный вуз. Говоря о подготовке студентов негосударственных вузов, Василий Стражев говорит: «Мы берем к себе некоторых таких студентов, но только отличников. Однако, приходя к нам, они испытывают определенные сложности, поскольку у нас более высокий уровень требований. Такая же ситуация была и со студентами ЕГУ». 

Студенты всегда были и будут активом общества. Хорошо только, когда этот молодой запал попадает в доброе русло. «Мы в рамках университета стремимся к созданию максимальных возможностей не только для развития творческих способностей молодых людей, но и для развития студенческого самоуправления, — продолжает Василий Стражев. — Наши ребята сегодня сами решают все вопросы, связанные с проживанием в общежитиях, соблюдением там порядка, самостоятельно выпускают две студенческие газеты, организуют свой досуг. В иных условиях сложно подготовить сознательного гражданина, строителя новой жизни и нового государства». 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter