Учитель истории из Миор собрал более 30 тысяч экспонатов для 4-х школьных музеев

Учителя пишут историю

Учитель истории из Миор собрал более 30 тысяч экспонатов для четырех школьных музеев
Завтра страна будет отмечать праздник, который из профессионального давно превратился в народный, общенациональный — День учителя. Ведь у каждого из нас был свой педагог с большой буквы, который направил, увлек, привил любовь к своему предмету и вообще вложил в тебя нечто большее, чем свод знаний. Сегодня в Беларуси почти 10 тысяч образовательных учреждений разных уровней — от дошкольного до последипломного, и 445 тысяч работников системы образования, которые помогают найти свой путь в жизни более чем двум миллионам школьников, учащихся и студентов. В этом году День учителя практически совпал с еще одной значимой датой — системе профессионально–технического образования исполнилось 75 лет. Так что двойной праздник у 170 учебных заведений, которые сейчас готовят для страны 170 тысяч представителей рабочих специальностей, столь нужных современной экономике.





А накануне торжеств корреспонденты «СБ» наведались к учителю уникальному — преподавателю истории почти с 40–летним стажем миорской средней школы № 3, лауреату президентской премии «За духовное возрождение», отличнику образования Витольду Ермаленку. Историю района и не только благодаря его энтузиазму можно изучать наглядно: при помощи 30 тысяч экспонатов, собранных Витольдом Антоновичем и его учениками и размещенных в четырех школьных музеях. Здесь и археологические находки, и ценные документы, и всевозможные клады, фотографии, печатная литература и карты, предметы быта и домашняя утварь. Вот самые удивительные экземпляры этой исторической коллекции.


1. Зеркало Эмилии Плятер

С личностью «белорусской Жанны д’Арк» Эмилии Плятер, участницы восстания 1830 года, которую называют своей национальной героиней не только белорусы, но и поляки, латыши, литовцы, школьников знакомят на уроках не только истории, но и белорусской литературы. Адам Мицкевич воспел ее в известном стихотворении «Смерть полковника». Витольд Ермаленок рассказы о революционерке тем временем иллюстрирует принадлежавшим ей, согласно легенде, бронзовым зеркалом в стиле рококо.

— Хотя этот факт не совсем достоверный, соответствующей гравировки на зеркале нет. К тому же мы точно не знаем, подарила ли она его своим родственникам или просто забыла у них? Зато известно, что этот предмет передавался из поколения в поколение. О том, что зеркало хранится в одной из хат в деревне Лужки Шарковщинского района, я знал давно. За ним охотился почти сорок лет. Выкупить удалось лишь совсем недавно — в 2008–м. И не за баснословные деньги. Продавшие мне его люди попросту не знали о его истории и оценили как обычный предмет старины.


2. Монета императора и фальшивый дирхем

За римскую монету времен императора Максимилиана опытные зарубежные нумизматы заплатили бы не дороже 50 условных единиц. Хотя для нашей страны это фактически уникальный раритет античных времен.

— Ее я нашел, когда возвращался из похода за клюквой. Ждал на остановке автобус. Поставил рюкзак с ягодами и начал ходить вдоль обочины, рассчитывая отыскать какие–нибудь окаменелости. Монету обнаружил прямо на асфальте! Вместе с учеными пришли к выводу: туда ее, скорее всего, ненароком «выбросил» убиравший поле комбайн. Как она оказалась там? Неподалеку — Западная Двина. Река, которая служила одним из участков пути «из варяг в греки». Интересна эта находка тем, что подтверждает наши торговые связи с Римом.


А вот находящийся в школьной коллекции фальшивый арабский дирхем, утверждает Витольд Ермаленок, вряд ли где найдешь.

— Даже в Эрмитаже такого нет, — крутит в руках раритет Витольд Антонович. — Вообще, арабских монет найдены тысячи тонн, в нашей стране — десятки килограммов. Ценность же именно этого экземпляра в том, что перед нами подделка, отчеканенная только с одной стороны. Ее нашли в 1987 году в карьере деревни Козловцы. Мне оттуда привезли браслет. Сразу опознал: XII век. Смутило то, что в том месте курганов, по всем имеющимся данным, не было. Я собрал детей и немедленно отправился на место. В карьере валялись кости, по ним ездили тракторы. Среди костей мы и нашли эти монеты — три экземпляра. Приехавший вслед за нами председатель колхоза, помню, решил показать свою власть: на историю, мол, ему наплевать. Но дети захоронение отстояли... Им в итоге занялись ученые–археологи... Эти монеты, к слову, пытались у меня приобрести для музея Нацбанка — отказал.


3. Кремниевый резец

Кремниевый резец из коллекции Витольда Ермаленка, используемый для обработки дерева, кости, кожи, запросто можно уместить в спичечную коробку. С виду этот исторический артефакт неказист. Уважением, впрочем, к нему сразу проникаешься, когда узнаешь, что ему около 10 тысяч лет! Краевед уверяет: вещица эпохи финального палеолита — свидетельство того, что уже в то время на территории нынешней Витебской области жили люди:

— Его в 1993–м во время велосипедного похода в 20 километрах от Миор прямо на поле нашел мой шестилетний сын Антон. Сейчас там уже все поросло елками... Когда показали резец ученым, те отметили: он единственный, найденный в Витебской области. Прежде считалось: стоянки людей, относящиеся к той эпохе, были лишь на Гродненщине.


4. Перстенек 1884 года

Об этом перстне долгое время ходили легенды. Старожилы деревни Каменполье рассказывали историю, больше напоминавшую красивую байку. Ее Ермаленок записал еще 37 лет назад. Мол, в 1884 году местный кузнец заклепал самодельное колечко с гравировкой в жабры щуки, оказавшейся в качестве улова на кухне у местного пана. Но мала была рыба, вот и решили отпустить обратно в озеро.

– А в 1993 году, спустя почти столетие, к всеобщему удивлению эту щуку поймали вновь, — рассказывает Витольд Ермаленок. — Обратите внимание: на то время ей было 109 лет! Она уже фактически поросла мхом. В мою коллекцию уникальный перстень попал год спустя. Изумился ли я? За всю жизнь мне перепало столько находок, в том числе от моих учеников, что я чему–то удивляться попросту перестал.


5. Книги Адлера

В знаменитое булгаковское «рукописи не горят» Витольд Ермаленок поверил тогда, когда абсолютно случайно вытащил из огня три уникальные по сути книги Августа Адлера, ученого–самоучки, агронома, медика и социолога «в одном флаконе». Труды, ценные тем, что написаны были жителем Друи, а изданы аж в самой Москве.

— Дело было в Друе — городе, который еще в начале XIX века получил Магдебургское право. Я тогда случайно заметил на одном из огородов кострище, где местный житель, которому МЧС выдало предписание очистить чердак от хлама, пытался сжечь ненужные ему старинные книги. В огонь я бросился не раздумывая. Несколько экземпляров, а потом еще и еще вытянул фактически на ощупь... Среди них в основном были художественная польская литература и учебники. Уникальных томов насчитал три — один передал в Браславский музей. Две книги остались в моей коллекции. Это стихотворная поэма «О трех героях социологах и гравитоциологах», где Адлер предугадал крушение большевистского строя, и «Новая теория земледелия, основанная на удобрении воздуха», в которой ученый доказывал, что если азот вносить в воздух, то растения будут расти лучше. Сейчас это истина, а тогда был прорыв. Моя статья об Адлере, кстати, есть в книге «Память» Браславского района.


6. Табличка с названием деревни

Табличка, установленная в качестве экспоната на типичной деревенской хате (правда, расположенной во дворе школы, в музее крестьянского быта), гласит: «В деревне Крюковщина Перебродской волости Погостского общества в семи дворах проживает 81 человек: 43 мужчины и 38 женщин».

— Таких я не встречал больше ни в одном районе нашей страны, — признается Витольд Антонович. — Характерны они были только для нашего края. Во время одной из экспедиций вместе с учениками обратили внимание на старинный пчелиный улей. Я прекрасно знал: в давние времена у людей не было досок, поэтому в хозяйственных целях часто использовались, скажем, ящики от снарядов. Вот и здесь в качестве основания улья заложили такую вот колоритную табличку. В чем ее ценность? Нам она позволила сделать вывод о численности семей того времени: в XIX веке в каждой хате проживали более десяти человек.


От всей души

Белорусский союз женщин сердечно поздравляет всех педагогов с Днем учителя!

Справка «СБ»

Учитель Витольд Ермаленок создал 4 музея — исторический, книги и печати, крестьянского быта и образования района, на базе которых проводятся более 60 45–минутных экскурсий. В том числе в формате уроков по истории и предмету «Мая радзiма Беларусь».

deu@sb.by

osokina.sb@mail.ru

Советская Белоруссия № 190 (24820). Суббота, 3 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter