Всех учителей и педагогов — с 1 сентября!

Учителя не проведешь

Предложения, прозвучавшие на Республиканском педсовете, всколыхнули все слои общества. Это особенно заметно по пене — реакции протестунской части интеллигенции. Давайте, к примеру, посмотрим на тезисы астапени Андрея Лаврухина, который себя именует «старшим аналитиком BISS и экспертом Общественного болонского комитета». И спокойно в них разберемся.

Рисунок Олега КАРПОВИЧА

Даже не будем (по крайней мере, поначалу) обращать внимание, что работа учителя, как он считает, «становится не просто очень трудной, но еще и морально нечистоплотной, психологически невыносимой». Они, астапени («Ассоциация торговцев родиной», 12.03.21), — все такие.

Система с высокой сопротивляемостью

Начнем с основ. Лаврухин полагает, что «система общеобразовательных государственных учреждений ресурсоемка, экономически неэффективна и низко адаптивна к изменяющимся демографическим и социальным условиям». А зачем ей быть экономически эффективной? Чтобы меценаты и филантропы могли ее немедленно запродать?
Безусловно, чем меньше бюджету будет стоить система образования, тем лучше — в абстрактно-теоретическом смысле. Но не ценой общедоступности. Не размытием государственной идеологии. Не заменой патриотизма и независимости на «эурапейские ценности».
А низкоадаптивна — это, позвольте, к чему? К демографическим изменениям? — сие спорно до несоответствия действительности. А вот к социальным… о чем сожалеет «иксперт»? Что наша система общеобразовательных государственных учреждений никак не поддается захвату ее белоцепкальными элементами? Как говорят дети, пичалька.

Потому что других крупных «социальных изменений», кроме поднявшего голову «среднего класса», захотевшего от сытости, безнаказанности и скуки в политику поиграть, в Беларуси нет. Никаких нет, кроме спровоцированных, созданных, выращенных глобализированным информационным пространством. Это не социальные изменения, а политические.

Любая же политика отражает чьи-то интересы. Информационная — западные. А они противоречат национальным белорусским. Так что низкоадаптивность нашей системы образования — это ее в конечном счете сопротивляемость интервенции. И не о чем тут сожалеть.

Советское — значит отличное

«Андрей Лаврухин также раскритиковал тезис о том, что белорусское образование лучше западного, поскольку сохранило в себе лучшее, что было в советском», — радостно пишет «низависимая» пресса. Давайте послушаем самого кандидата философских наук, ну а вдруг?

«Советское образование стало неудовлетворительным для вызовов постиндустриального общества и наукоёмкой экономики еще в 1970-е и 1980-е годы», — все-таки говорит кандидат. Сам он в 1995 году окончил отделение философии ФЭФ БГУ. Зачем же поступал на неудовлетворительное образование в 90-м? Да еще на «голодную» о ту пору специальность?
Далее: к странам постиндустриального общества принято относить США с Канадой и Австралией, Японию и несколько стран Западной Европы. Из одного только перечня государств понятно: никто нас в тот кружок не пустит и даже не собирается. И еще одно: если Восточная Европа не будет пахать на Западную, а половина мира — на США, рухнет ихнее постиндустриальное, как рухнула однажды власть помещиков и капиталистов.
Следовательно, «неудовлетворительность» советского образования, с удовольствием полученного «старшим оналитиком», для постиндустриального общества есть мера сопротивления той системы образования западной колонизации. И чем она выше, тем лучше для страны, не желающей превращаться в чью-то колонию. Для нашей Беларуси, например.

Модели управления

Научное (и педагогическое) мышление от кухонно-обыденного отличается тем, что способно анализировать и делать выводы. Если речь вести, к примеру, на уровне государственных систем, то прежде всего стоит опираться на результаты, тем или иным государством достигнутые.

«В советский сверхцентрализованный государственный принцип управления Беларусь вносит свою особенную специфику, — делится с читателями наш философ. — Это сближает белорусскую модель управления с советской моделью 1930—40-х гг.». Предполагается, что именно в этом месте нужно закатить глаза в безусловном отрицании. Чем обычно «анализ» у определенной части населения (особенно в среде бчб-интеллигенции) и заканчивается.
Однако именно в указанный период советская модель продемонстрировала невиданный доселе в мировой истории прыжок. В экономическом прежде всего развитии. Что позволило в последовавшей войне успешно противостоять и выиграть у экономики «объединенной» нацистской Германией Европы. Так что и модель оказалась успешно работающей, и результаты были получены жизненно необходимые.
«Но существенно отличает от советской модели 1960—70-х гг. и тем более 1980-х гг. с её демократизацией, децентрализацией и развитием институтов академического самоуправления», — продолжается вливание яда в уши. Опять-таки, давайте посмотрим на результаты: развал великой страны, крайнее обнищание народных масс. Как итог: фактическая утрата суверенитета странами Балтии и превращение их вновь в европейских лимитрофов. Де-факто внешнее управление Украиной. Нестабильность вплоть до военных конфликтов в бывших среднеазиатских и закавказских республиках.

Если все это следствия демократизации, децентрализации и развития академического самоуправления, то зачем такое надо нам?

Болонцы как болонки

Однако самопровозглашенный Общественный болонский комитет, в который входит и Андрей Лаврухин, все равно предлагает свою программу «реформирования всех уровней образования». Давайте переведем ее пункты с академического языка на человеческий.

«Дебюрократизация и оптимизация численности учреждений и сотрудников, работающих в сфере образования» = люстрация неугодных. Замена, скажем так, белорусских собак на европейских болонок.

Туда же и для того же «гармонизация ценностного, правового и институционального регулирования учреждений образования с европейскими и международными стандартами». Как учат на Западе, так все должны будут учиться и у нас. Потреблению, в основном.

«Расширение институциональной автономии и развитие полноценного самоуправления в образовательных учреждениях» — ну, об этом мы уже говорили. Полный развал системы, управляемый (из Болоньи) хаос.

 «Формирование продуктивной конкурентной среды, способствующей развитию лучших образовательных моделей и практик» = учи кто хочет, как хочет и — главное! — чему хочет. А учить будут трансгендерству, индивидуализму, идеалам общества потребления.

«Повышение уровня финансирования системы образования из публичных фондов». Это значит, что олигарх начнет содержать свою школу, университет, академию. Закончит, как Ходорковский.

«Создание независимой (от Министерства образования) системы мониторинга и контроля качества образования» — чтоб никто и никак ходорковским не смел мешать. А если кто попытается — «формирование институтов общественного контроля за работой системы образования». Затравят в соцсетях и телеграмах. Так уже было, мы это видели, больше не хотим.

«Совершенствование социального измерения образования» = воспитание наших детей в идеалах «эурапейских ценностей» = бесполость, протестантизм, двойные стандарты и ювенальная юстиция, возведенные в ранг новой государственной образовательной политики.

Подполье

Дорогие учителя и педагоги! Даже не столь важно, согласитесь ли вы со всем вышесказанным. Гораздо важнее, чтобы вы это обдумали, критически оценили, обсудили с коллегами. Может, даже вынесли на свой маленький педсовет.

Где рассмотрели бы конкретные вопросы, требующие решения в рамках перезагрузки белорусской системы образования, с позиции людей государственных. Патриотичных. Профессиональных и совестливых. Заботящихся о Беларуси и ее подрастающих поколениях.

Потому что об этом у нас, белорусов, как-то не принято много и вслух говорить. В то время как белоцепкальная «интеллигенция» поступает строго наоборот: там рты не закрываются. Вот и Андрей Лаврухин: «Даже несмотря на позицию властей, процесс обсуждения, понимания и согласования со всеми участниками образовательного процесса ценен сам по себе — так формируется общественное мнение и создаётся гражданское согласие (консенсус) по ключевым вопросам и проблемам».

Их консенсус — это разрушение нашей Беларуси. Не у каждого из них даже есть в голове иллюзорная «новая Беларусь», многие готовы лишь «разбурыць муры». Как будто это счастье рухнет нам всем на головы, а не тяжелые острые обломки.
Учителя, как никто другой, знают: развалить систему — это на раз. А вот создать ее… Не у всех ведь даже крупных государств получилось выстроить и сохранить такую систему образования, какая успешно работает в Беларуси.
Это адский труд, работа поколений.

Гораздо правильнее, рачительнее, патриотичнее и мудрее совершенствовать то, что есть. Что обильно полито и слезами, и потом, и кровью наших предков — опять-таки, учителя знают это лучше многих.

Потому — удачи вам, здоровья и мудрости в наступающем новом учебном году. И с 1 сентября!

mukovoz@sb.by

http://t.me/nakipelo_by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter