«Учительский труд — это не только розы 1 сентября…»

Интервью с кандидатом наук Николаем Плескацевичем

Кто сейчас идет в педагогический вуз и как сделать работу в школе более привлекательной для молодых специалистов?

Образование в любой стране одна из тех сфер, которая затрагивает интересы каждого человека. Поэтому любые новшества здесь, и тем более проблемы, сразу становятся предметом бурного обсуждения в обществе. Разговоры о снижении статуса педагогических профессий, авторитета учителя ведутся уже не первый год. Объективны ли они? Где звучащее в адрес школы — оправданная критика, а где — чистой воды критиканство? Эти вопросы мы решили обсудить с человеком неравнодушным к данной теме, за многие годы своей практической и исследовательской работы изучившим ситуацию с позиций всех участников образовательного процесса, заслуженным работником народного образования, профессором кафедры педагогики БГПУ имени М. Танка, кандидатом педагогических наук Николаем ПЛЕСКАЦЕВИЧЕМ (на снимке).

— Николай Миронович, вы ведь начинали свой профессиональный путь со школы. И всю жизнь связаны с образованием — и как преподаватель и автор научных работ, и как госслужащий. На ваш взгляд, снижение престижа профессии педагога — объективно существующая проблема или она надуманна?

— Реальность свидетельствует, что в какой-то мере такая проблема есть. Заметьте, во всех областных центрах и в некоторых региональных действуют педагогические вузы, в том числе наш головной вуз в Минске, где контингент только лишь стационара составляет почти 9000 студентов. В республике также функ­ционируют педколледжи. Казалось бы, они давно должны были бы удовлетворить кадровые потребности школ. Но определенная часть выпускников там так и не появляется, многие уходят, как только отработают по распределению. В чем причины и где выход? Звучат мнения, что труд педагога недостаточно оплачивается. Но зарплаты учителей напрямую зависят от возможностей экономики, и потенциал в этой сфере позволяет доходам педагогов прирастать время от времени. К тому же мое общение с преподавателями показывает, что есть категория самозабвенных педагогов, в работе которых финансовый фактор — не основной. Здесь вопрос больше касается того, кто же идет сейчас в учителя. Дело в том, что существовавший ранее опыт по «выращиванию» ребят для педагогических вузов еще во время их обучения в школе мы, увы, потеряли. А предлагаемые новые подходы и идея, когда, например, учитель имеет право рекомендовать кого-то из своих учеников для поступления в педвуз, не прижились. Хотя когда такая практика только появлялась, то, отследив динамику обучения этих ребят уже в вузе, мы получили впечатляюще радостные результаты. И это закономерно: никто из педагогов не будет рекомендовать недостойных учеников.

— На итоговой коллегии Минобразования как одна из основных задач на будущие пять лет прозвучала мысль об усилении социальной защищенности педагогов — создании отдельной жилищной очереди, предоставлении отсрочки от армии для учителей-мужчин и т.д. Способно ли это повлиять на ситуацию с кадрами в отрасли, удержать молодежь?

— Подобных примеров, способных поднять авторитет учителя, статус этой профессии можно привести много. Ничто не мешает раз в год — летом или во время зимних каникул предоставить педагогу возможность по недорогой путев­ке отправиться в туристическую поездку. Или чтобы он, при наличии служебного удостоверения, мог бесплатно или со сниженной оплатой проехать в городском транспорте. Даже оформление бесплатной подписки на газеты — мелочь вроде бы, но приятная для педагога. Из этих мелочей складывается и отношение учителя к своей профессии — когда он видит, что о нем помнят, заботятся.

— Кто сейчас идет в педагогический вуз? По итогам прошлой вступительной кампании были случаи, когда в БГПУ имени М. Танка зачисляли абитуриентов с двумя баллами в сертификате по одному из предметов ЦТ.

— В минувшем году, действительно, в вузе столкнулись с недобором на отдельные специальности. Но попытка зачислить на свободные места даже с низкими баллами только лишь для того, чтобы выполнить контрольные цифры приема, ни к чему хорошему не приведет. Это в равной степени касается и платных отделений. Что потом? Часть студентов все равно отчисляется за неуспеваемость. Мы должны учитывать реальные кадровые потребности. Возможно, на какие-то специальности достаточно набрать две группы, в то время как в Барановичском и Мозырском университетах — регионах, где потребность в специалистах выше, увеличить цифры приема. В целом проблему отбора абитуриентов легко решить за счет проф­ориентации, работы с учащимися, школами, органами образования.

Противники ЦТ убеждены, что тесты не позволяют рассмотреть развитость мышления абитуриента и это усугубляет проблему отбора в студенты. Но ведь этого не было видно и во время вступительных испытаний в форме экзамена, так как общение с абитуриентом длилось всего несколько минут. Поэтому, если мы хотим более полно представить интеллектуальные «портреты» наших будущих студентов, почему бы перед зачислением не практиковать форму собеседования?

Но, хочу сказать, большинство наших студентов все же достойные ребята. Труд учителя остается востребованным, но это профессия для определенной категории людей. Тот, кто приходит в вуз по велению души, становится хорошим специалистом. Но надо сразу понимать, что педагогическая профессия — это не только розы 1 сентября. Учительский труд таит много сложных, противоречивых и даже обидных моментов. И в любой, особенно конфликтной ситуации нет готового рецепта поведения, поэтому в вузе студента должны вооружить педагогической стратегией. Здесь также важно выяснить желания, интересы будущего специалиста и не позволить им угаснуть. Ведь учитель — это всегда еще и советчик, и друг на уроке и во внеклассной работе. И если хотя бы один наш студент получил пробел в подготовке, ущемленными в чем-то окажутся многие его ученики…

— Какого учителя ждет сегодня школа и как в таком случае изменилось представление о вузовской подготовке будущих педагогов?

— Известно выражение: в школе детей учат, а в вузе студенты учатся. В учебном процессе доля самостоятельной работы должна возрастать, а лекция — носить больше установочный, ориентирующий характер — подсказывать студенту, рекомендовать, как лучше усвоить тему. К гос­экзаменам и защите дипломной работы у выпускника должна быть собрана копилка его достижений, наработок, педагогических находок за годы учебы. В идеале с первого дня учебы студент должен быть связан со своим первым рабочим местом. Главная задача вуза — подготовка качественных специалистов. Если она решается успешно, тогда все остальные вопросы уходят на второй план. Миссия и назначение педагога сегодня изменились. Школьник приходит на урок, получив информацию и из других источников. Задача учителя, который в прежние времена был монополистом информации, — сделать союзниками на уроке те сведения, которые ребенок черпает извне. Есть мнение, что более важно для ребенка не заучивать, а уметь размышлять. Так противопоставлять неверно. Память и мышление — две стороны одной медали, и учащиеся, у которых развито мышление, легко пополняют свой багаж новыми знаниями, с другой стороны, при богатом запасе знаний ребенок легко развивает логическое мышление.

— Современный школьный урок, на ваш взгляд, какой?

— Прежде всего это урок с современным содержанием. Оно обновилось, пополнилось и увеличилось в информационном объеме. Нужно спрессовать эту информацию так, чтобы незыблемым осталось основание для профессиональной подготовки, выбора человеком своего будущего. Ключевая фигура современного урока — современный учитель. Он должен видеть ученика таким, какой он есть в реальности. Дети сейчас привыкли получать все необходимое без особых затрат. Это возникает из-за того, что они практически освобождены от труда, особенно в мегаполисах. Но труд — созидатель всего, и учитель должен постоянно вовлекать в него ребенка.

В истории нашего образования было время, это примерно конец 60-х годов, когда много говорили о программированном обучении и договорились до того, что зазвучали мысли об исчезновении фигуры учителя из учебного процесса. Высказывалось мнение, что людей заменят машины. Этого, как видите, не произошло. Машины и технологии должны лишь помогать учителю, освобождая его от черновой работы. Скажем, учителей-филологов, которые проверяют по несколько стопок тетрадей ежедневно. А ведь можно вложить задания в компьютер и в течение нескольких минут машина выявит, как с ними справились ученики. Педагог, таким образом, получает значительное время для саморазвития. Есть хорошее выражение: «метод — это я». Это значит, что именно учительский кругозор, его эрудиция и мастерство определяют успех учеников.

— Вы прочли цикл лекций за рубежом — в Польше, Германии, Швеции, Финляндии, на Кубе. Имели возможность поделиться белорусским опытом в подготовке педагогических кадров и поближе познакомиться с образовательной политикой в других странах. По каким законам живет высшее образование там?

— Абсолютно недопустимо, чтобы получение высшего образования для студента превращалось в некое продолженное во времени отстаивание в очереди за дипломом… Во многих регионах планеты такого попросту не может быть. Там студента, который не сдал сессию, отсрочат. Учиться он может много лет и получит диплом лишь тогда, когда качество его знаний уже не будет вызывать сомнений. Заметим, дипломы выпускников белорусских вузов в некоторых странах изначально не признаются, хотя наше образование по многим направлениям высоко котируется в мире. Их обладатели должны доказывать свое соответствие специальности в ходе как бы дополнительной перепроверки. В этом плане нам на руку вхождение в Болонский процесс. Но все почему-то увидели в нем только некоторые аспекты: возможности для признания белорусских дипломов за рубежом, активный обмен между преподавателями и студентами. Не в этом сердцевина вопроса. Гораздо важнее разобраться, каким быть содержанию образования, стандартам. Другими словами ответить на вопрос: чему учить? То есть больше думать не о форме, а о содержании и качестве образовательного результата.

— Спасибо, Николай Миронович, за интересный разговор. Недавно вы отметили юбилей. Присоединяемся к поздравлениям ваших коллег и студентов, желаем бодрости, мира и благополучия.

— Спасибо.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter