Учительская зарплата с видами на профессию

ГРЯДУТ глобальные изменения в подходе к оплате труда педагогов

ГРЯДУТ глобальные изменения в подходе к оплате труда педагогов. Необходимость в этом назрела. Готовятся соответствующие предложения. Поручения на этот счет дал Президент. В ближайшее время перспективы прояснятся. 

Учитель_b.jpg

Считать чужие деньги – моветон. Но я все же попробую. Так что же сегодня имеет учитель в своем кошельке? По официальной статистике, средняя заработная плата в системе образования – порядка 500 рублей в месяц. Учителя – 560 рублей. Опрос моих знакомых педагогов, в принципе, подтверждает статистику. Но есть одно «но». 

«Я зарабатываю даже больше, около 700 рублей, — рассказывает учитель русского языка и литературы одного из райцентров Минской области. – Но моя история – не показатель. Во-первых, имеет значение категория: чем выше, тем больше зарплата. Во-вторых – стаж работы. У меня за плечами уже почти 30 лет его,  и это тоже отражается на оплате. В-третьих, нагрузка. Помимо обычных уроков – классное руководство, факультатив, кружок и один ребенок на домашнем обучении. Вот и «набегает» почти две ставки. А вот молодым специалистам и в самом деле не позавидуешь». 

Ставка учителя сегодня – 20 часов в неделю. Но это вовсе не означает, что он отвел 20 уроков – и свободен, как ветер в поле.  Чтобы определить настоящую загрузку учителя, количество часов как минимум нужно умножить на 2,5 а то и на 3. Подготовка к урокам, написание планов, проверка тетрадей, составление всевозможных отчетов, внеклассные мероприятия, методическая работа, посещение учеников на дому отнимают огромный кусок времени.

И, как оказывается на деле, чем моложе учитель, чем меньше у него опыта, тем он на всю эту работу тратит значительно больше времени. А получает – меньше. 

Почему? Объясню. К каждому уроку учитель должен написать план-конспект. Здесь будут  цели, которых он должен достичь с учениками,  изложение новой темы и задания, которые он выполнит с ребятами. В идеале конспект должен быть отдельный не только для каждой темы, но и для каждого класса. К примеру, в 7 «А» ученики сильные, и тему усваивают «влет», значит, им можно предложить поработать самостоятельно или в парах и задания дать более сложные, с творческой составляющей. А в 7 «Б» грамотность хромает, поэтому учитель должен будет дополнительно «разжевать», больше внимания уделить работе у доски и повторению и закреплению пройденного. У опытного учителя есть уже наработки с прошлых лет. Ему остается подправить имеющиеся планы уроков в соответствии с нынешними программами, учебниками и уровнем знаний его учеников. Молодому же приходится все делать «с нуля». 

И так во всем. Проверка тетрадей, подготовка наглядных пособий, участие в работе методических объединений и педсоветов, заполнение журналов и психолого-педагогических характеристик на класс и каждого ученика — все это требует времени. Так что нагрузка в 20 часов для молодого педагога может превратиться чуть ли не в круглосуточную работу без выходных. При этом отсутствие квалификационной категории и стажа автоматически снижают его зарплату. Как результат — 300 рублей.

Конечно, когда-нибудь молодой специалист перейдет в разряд опытных, «набьет руку» и будет меньше времени тратить на написание отчетов, да и зарплата у него постепенно начнет расти. Но сколько для этого должно пройти лет? Пять? Восемь? Не пойдет ли он искать легкого хлеба в других сферах после обязательной отработки? 

Это я к чему? Уверена, среди предложений по совершенствованию системы оплаты труда педагогов будут и те, которые позволят молодым людям, избравшим для себя непростую, но уважаемую и важную профессию учителя, не разочароваться в своем выборе. В том числе и от молодых педагогов зависит уровень образованности нашей нации в XXI веке. 

bolshakova@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?