Учитель по имени время

Девальвацию, дефицит валюты, инфляцию обсуждают сегодня даже дети. Если вы увидите человека, радующегося повышению цен, то можете быть уверенными — это инопланетянин, а вы — первый землянин, который преподаст ему беспощадный экономический ликбез...

Девальвацию, дефицит валюты, инфляцию обсуждают сегодня даже дети. Если вы увидите человека, радующегося повышению цен, то можете быть уверенными — это инопланетянин, а вы — первый землянин, который преподаст ему беспощадный экономический ликбез. Впрочем, нам и самим нужно серьезно подтянуть свои познания в экономике и финансовой теме. В этом убеждены оба автора «Спор–прогноза». Один из полемистов, однако, полагает, что поумерить аппетиты и извлечь уроки из кризиса должно все общество — от мала до велика. Оппонент же считает, что затягивать пояса должны не рядовые граждане, а чиновники, профессионалы, на которых лежит ответственность за происходящее. Сегодняшний разговор — о жизни по средствам, некомпетентности, инертности, сокращении бюджетов, путях выхода из сложной ситуации. Предлагаем читателям присоединиться к злободневной дискуссии.


Пора засучить рукава


Пойми правильно, я не собираюсь аплодировать трудностям. Очки у меня, как видишь, не розовые. Надо быть совсем уж оторванным от земли идиотом, чтобы радоваться тому, что жизнь стала дороже и тяжелее. Но в то же время не хочу ныть: считаю неправильным усугублять экономическую депрессию своей личной. Мне ближе позиция одного белорусского предприятия, которое не закрывалось «до выяснения обстановки», а продолжало планомерно трудиться, сложив рекламный слоган: «Для кого–то кризис — повод опустить руки, для нас — засучить рукава». А лично для меня это повод задуматься, оглядеться и все–таки заметить некоторые положительные моменты в нынешней ситуации. Точнее, извлечь из нее выводы, которые раньше почему–то не приходили в голову.


Вот я купил себе бинокль. Еще в феврале, гуляя по ждановичскому рынку, заметил симпатичную оптику и, не задумываясь, заплатил. Теперь сижу и размышляю: зачем? Я не рыбак, не охотник, и за девушками на пляжах не подглядываю. Помню, мелькнула мысль: хорошая вещь, пусть будет. А осенью зачем–то добавил в коллекцию красивый складной нож, седьмой по счету. Сейчас он валяется где–то в гараже, уж и не сыскать. Думаю, ты тоже вспомнишь свои бессмысленные приобретения, на которые сегодня рука бы не поднялась открыть кошелек. Мы стали вдумчиво считать деньги и планировать бюджет, отказавшись от покупок по принципу «когда–нибудь в хозяйстве пригодится». Отличная привычка, которую следовало бы приобрести раньше вместо, например, странной белорусской моды менять машину раз в два года. Меня, к слову, всегда это раздражало. Вроде нормальный автомобиль, отлично служит, но хозяин уже в панике: ах, пора менять, ужас–ужас — отстаю от моды... Стало просто неприличным признаваться, что спокойно ездишь на своем авто шестой год. Сочтут несовременным, непрактичным и, наконец, не «успешным» — а еще недавно у нас не было клейма страшнее.


Или взять обычную лампочку в ванной комнате. Семья знакомых только недавно начала выключать ее, ложась спать. Начали экономить. А до этого месяцами... да что там — годами свет из ванной служил им в качестве ночника. Мол, пусть горит, а вдруг ночью встанешь водички попить — не надо искать в темноте выключатель. Сосед перестал кормить собаку со своего стола, начал, как положено, готовить ей дешевое варево, которое люди не едят. Я поневоле освоил ремесло обувщика — приклеил отвалившуюся подошву дочкиного сандалика, а год назад без сожаления кинул бы эту пару в мусорку — дескать, недолго новые купить. Ты скажешь, что это все мелочи, а я отвечу, что они — как крохотные нотные знаки громкого гимна расточительству, который хором пела почти вся страна и очень многие люди, подсевшие на иглу доступных кредитов. Действительно, жили не по средствам — как только кончались собственные деньги, немедленно занимали в банках. Причем вовсе не на острейшие житейские нужды, а ради, например, оплаты заморского отдыха или чтобы баньку на даче вагонкой особой красоты обшить.


Только в последние месяцы мы начали понемногу трезветь, отходить от потребительской эйфории. И это, я считаю, тот случай, когда шок оказывается терапевтическим.


Конечно, более других от девальвации и роста цен пострадали пенсионеры. Но даже они обнаруживают «немного солнца в холодной воде». Скажем, дети в кои–то веки приехали помочь на огороде. Нос воротили, считали дачные грядки советским пережитком, а поди ж ты — как замаячила перспектива сэкономить на покупке осенней картошки, тут же вспомнили про родительские сотки. А иначе, привыкнув отдыхать по Турциям и Испаниям, так и не встретились бы со своими стариками в летних отпусках.


Короче, те, кто уже пришел в себя и спокойно оценил масштабы весенних потерь, летом засучили рукава. Другие продолжают истерить и скрежетать зубами, требуя вернуть прежнее беззаботное бытие. Имею в виду автомобилистов, поразивших меня парадоксальным подходом к повышению стоимости топлива. Они создали огромную пробку и в ней массово сожгли немало бензина, против подорожания которого выступали. Смотрю на фотографии хорошо одетых молодых людей, радостно улыбающихся из недешевых автомобилей, и мне слабо верится в их жуткие страдания. Хочется сказать: господа, не стоит отравлять атмосферу, в городе и так нечем дышать. Если вам настолько не жаль топлива, отъедьте на 350 км от Минска и посмотрите, сколько оно стоит в Украине. Станет понятно, почему там бережнее относятся к драгоценным нефтепродуктам. И почему никому не приходит в голову, отдав 1,2 доллара за 1 литр солярки, сжечь ее на Крещатике, чтобы насолить Януковичу.


Прогноз:


Мы выйдем из этого кризиса с другим отношением к деньгам. Научимся не тратиться на пустяки. Привыкнем жить исключительно своими заработками, без расчета на бездонное кредитование. Если экономнее и расчетливее станет каждый житель страны, то это пойдет на пользу всей экономике государства.


Не переводите стрелки


Кого призываешь ужиматься и экономить? Что–то не наблюдаю, даже в твой бинокль, «жирующих» и живущих не по средствам. Беларусь — не та страна, где пользуются повышенным спросом золотые унитазы, а скучающие на яхтах олигархи завещают бизнес любимым болонкам.


Да, вполне себе приличный ассортимент товаров, более–менее доступные цены, возможность выезжать на зарубежные курорты (не в Куршевель, так в Бодрум) — к этому многие белорусы привыкли в последние пару пятилеток. Мы уже приучились не прятать сбережения в матрасы, начали доверять, поверив увещеваниям банкиров, национальной валюте. Перестали по–большевистски стыдиться стремления к красивой жизни. Но вдруг по не зависящим от большинства из нас обстоятельствам наступило трудное время.


В такой ситуации, мне кажется, совсем не уместен призыв затягивать пояса — по французскому ли, по греческому ли образцу. Наши люди, особенно пенсионеры, инвалиды, заводчане, колхозники и до валютных передряг устрицами не объедались. И любая домохозяйка в вопросе экономии и урезания бюджета с удовольствием проконсультирует директора дотируемого агрокомплекса, счастливого обладателя персонального джипа.


И вот тут я думаю об уроках... точных наук. Вот зачем, к примеру, поначалу арифметикой, затем высшей математикой морочат головы в школах, потом в университетах? Зачем получают дипломы экономистов, финансистов, специалистов банковского дела? Попробуй сейчас найди хорошего маляра, печника, строителя — рабочих рук не хватает, мастера нарасхват. Зато плюнь из форточки — в эксперта по ценным бумагам попадешь! Галстуки и пиджаки деловито заполняют кабинеты министерств, ведомств, банковские офисы, щелкают калькуляторами в частных компаниях, корпят над исследованиями в Академии наук, вузах. Но спроси у физика, который с детства потешается над тобой, лириком: «Что с курсом доллара? Как все дальше повернется?» И получишь вместо дельного ответа улыбку Джоконды. Иной раз кажется, что брутальный валютчик в вечной своей кожанке родом из 90–х куда больше информирован, чем армия профессоров, чиновников, клерков. Иначе почему кризис застал всех, мнящих себя большими экспертами, врасплох?


В прессе, на ТВ, в блогах якобы авторитетные финансисты с примкнувшими к ним т.н. деловыми людьми больше, наверное, рассуждали о пророчествах майя и Нострадамуса, чем перспективы родной экономики анализировали. Что–то не слышал я ни об одном депутате, который пришел бы к своим избирателям и резанул правду–матку: нас ждут трудности, но без паники, делать нужно так и этак. А ведь перед выборами в Парламент, горсовет кандидаты в народные избранники от скромности не умирали: «Тема моей, не имеющей аналогов в научном мире, диссертации по экономике... Наша команда экспертов вскрыла глубинные причины процессов... Отдохнуть нам некогда, все о пенсионерах, учителях думаем...»


Отдельный разговор о мудрецах из рядов оппозиции. Сейчас они предпочитают злорадствовать, наблюдая бой с многоголовой гидрой кризиса со стороны. Читал, к одному такому, из бывших государственных топ–менеджеров, обратились. Нет, не за комментарием для польского радио, а с просьбой о консультации Правительства. Провел вроде переговоры, вроде высказался, но грамотно перевел стрелки — на неких молодых талантливых ученых, дескать, пусть они отдуваются. «Вперед, орлы, а я за вами!» Эх, а еще в очках...


Полагаю, Роман, что именно профессионалы–экономисты, крепкие хозяйственники, а не пенсионеры, студенты, бюджетники должны в первую очередь извлекать уроки из происходящего. Показывать живой пример, разъяснять, консультировать, реально помогать, а не кормить обещаниями.


Пусть учатся экономить, жить по средствам те, кто обязан обеспечивать обществу согласно договору своеобразные запасные парашюты при любых форс–мажорах. Президент распорядился вполовину урезать начальству расходы на автомобильное топливо. Но и сами министры, руководители местных «вертикалей» без всяких приказов должны понимать, что не до банкетов нынче, не до премиальных себе любимым, не до бесполезных командировок за границу. Нужно забыть о страусиной политике замалчивания проблем, и, как ты верно заметил, засучить рукава. Если не выполняет план, гонит брак слесарь, его просят за проходную. Почему же для истеблишмента должны быть исключения? Только вот простая ротация кадров — не панацея. Нужно не на колбасе экономить, не на безделушках (они, кстати, от депрессии спасают), а реформы из вороха грамотных бумаг на свет божий вытаскивать и рыночных мародеров к ответу призывать. Тех, кто на радостях в спекуляцию ударился и набивает карман, одновременно публично сочувствуя «работягам»... И это — еще один урок.


Прогноз:


Расходы на содержание аппарата чиновников будут сильно урезаны. «Модернизация», «оптимизация», «привлечение инвесторов», «инновации» — эти и другие прогрессивные термины должны перестать быть дежурными штампами из министерских докладов, обрести плоть и кровь. А пропаганда аскетизма и маниакальной экономии семейных бюджетов должна навсегда уйти в прошлое.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter