Учитель, перед именем твоим

«Нет ничего более важного, чем образование самого себя и своих ближних»...

Праздник, который всегда со мной


«Нет ничего более важного, чем образование самого себя и своих ближних». Да, великий Сократ знал истинную цену учительского труда. Увы, не так уж много среди нынешних выпускников школ тех, кто мечтает связать свою жизнь с педагогикой. Напряженка с кадрами особенно остра в начальной школе. И в этом учебном году в комитете по образованию Мингорисполкома решили: надеяться нужно не только на вчерашних студентов педвузов, но и на старую гвардию — следует вернуть в школу заслуженных учителей с десятками лет трудового стажа за спиной. Многие родители восприняли идею на ура: мол, куда надежнее доверить ребенка педагогу с бесценным опытом воспитания не только учеников, но и своих собственных детей, нежели еще зеленому новичку. И накануне Дня учителя корреспонденты «СБ» убедились: некоторые пенсионеры в два счета дадут фору молодым коллегам.


На встречу с Галиной Петровной Шрамук мы пришли во время тихого часа в группе продленного дня. Ее подопечные–первоклашки то и дело проказничали и совсем не спешили погружаться в дневной сон. Впрочем, едва удалось уложить спать непосед, как Галину Петровну тут же обступили четвероклассники.


— Они мне как родные, я три года с ними в продленке работала.


Педагогическая карьера Галины Петровны началась еще в 1973 году, когда после окончания университета она отправилась в Дрогичинский район работать методистом в Доме пионеров. Чуть позже стала учителем начальных классов, затем преподавала математику, а вскоре получила должность заместителя директора по воспитательной работе. И это всего–то за пару лет!


С 1977 года Галина Шрамук — учитель начальных классов минской средней школы № 10, здесь же 15 лет проработала и завучем. Даже называет дату первого рабочего дня — 10 марта. Выйдя на пенсию, поняла — дома не усидит, и устроилась в родную школу в продленку.


— Я себя не представляю бухгалтером или рабочей на заводе, или каким–то офисным тружеником, который постоянно сидит на месте. Дети сейчас, конечно, другие, старые стереотипы и подходы в их отношении не срабатывают, но хуже ребята уж точно не стали. С ними находишься в постоянном движении, родители даже шутят: мол, вы, Галина Петровна, не ходите по школе, а летаете.


А видели бы они, как учитель вместе с первоклашками на скакалке прыгает! Говорит, детям все нужно показать, а не на словах объяснять. Она уверена: если малыши чувствуют, что с ними не фальшивят, непременно отвечают взаимностью.


Анна Сергеевна Пушкаревич убеждена: человек должен интересоваться окружающим миром, идти в ногу со временем. Иначе никак. В этой улыбчивой яркой женщине уж точно не разглядишь пенсионера. А она лишь отшучивается: дескать, тот, кто постоянно работает с детьми, не стареет. Между тем в родной школе № 97 она уже 35 лет, пришла сюда после окончания филфака БГУ 1 сентября 1977 года. Это про таких людей говорят в народе: где родился, там и пригодился. Анна Сергеевна родилась, живет и работает в Октябрьском районе Минска.


— В то время директором школы был Владимир Мартысюк, заслуженный учитель БССР. Он взял меня на работу с условием: места учителя пока нет, зато пустует должность заведующей библиотекой. Я охотно согласилась, потому что очень хотела работать в школе. За год мне удалось с нуля собрать фонд почти в 10 тысяч книг! А скоро появились и часы русского языка в пятом классе.


Выйдя на пенсию, педагог решила: расстаться со школой не сможет, ведь в работе настоящее удовольствие, да и дети–внуки так ею гордятся. В арсенале Анны Пушкаревич полный набор всевозможных грамот и премий от Минобразования и Мингорисполкома, есть имя педагога и в книге «Портрет мастера. Минский учитель». А сколько еще не сделано! Тем более рабочая атмосфера благоприятствует: с нынешним директором Георгием Кушняровым легко и интересно всему коллективу школы.


Сегодня Анна Сергеевна не только преподает русский язык и руководит библиотекой (при этом входит в число 20 лучших столичных библиотекарей — членов городского клуба «Буквица»), но и отвечает за наполнение сайта школы новостями, фото к которым делает собственноручно. Сама в шутку подмечает, что от себя не ожидала такой заинтересованности в технических новинках, ведь когда шла в первый класс, телевизоры не в каждой квартире были и посмотреть кино ходили к соседям.


Особое место в работе — миротворческий проект ООН. С легкой руки Анны Сергеевны СШ № 97 с 2007 года успешно подтверждает звание «Школа мира».


— У меня очень хорошие дети. Вот сейчас веду русский язык и литературу в пятом классе и вижу, как они стремятся все знать, какая положительная энергия от них исходит. Конечно, в целом раньше со школьниками было проще работать: если на уроках прививались нравственные понятия, эти идеи подкреплялись прочтением какого–либо произведения. Увы, сейчас молодежь читает мало, а ведь все, что можно дать человеку, обязательно найдешь в книге.


Свой первый раз в первый класс Зинаида Павловна Важник не забудет никогда. Ведь это был единственный день в жизни, когда она не хотела идти в школу, но, как ни упиралась, пришлось послушаться родителей. Вскоре успевающую по всем предметам ученицу классный руководитель уже просила помочь отстающим. Так Зинаида определилась с будущей профессией — учитель начальных классов. И о своем выборе ни разу в жизни не пожалела.


Сложностей хватало. Первое место работы — настоящее испытание для молодого специалиста. А если это еще и малокомплектная сельская школа, где на одном уроке занимаешься одновременно с первым и третьим классом? И не важно, что в каждом из них по 4 — 6 учеников, готовиться к урокам от этого не легче.


— Мне повезло, что моим наставником стала Лидия Андреевна Жуковская, заслуженный учитель БССР. Педагогов тогда действительно ценили, к их мнению прислушивались. Но и учителя умели себя подать: они казались такими строгими, недоступными, что сразу хотелось связать свою жизнь именно с этой профессией, а ведь и тогда зарплата была невысокой.


Чуть позже судьба привела Зинаиду Павловну в минскую школу № 110, где она работает уже 35–й год. Сначала учителем начальных классов, а затем завучем этого самого сложного сектора. Выйдя на пенсию, ощутила, что работа для нее — способ наслаждаться жизнью, поэтому без вопросов вернулась в родную школу.


— Сейчас у учителя возможностей больше. К примеру, мы все наглядные материалы делали от руки, даже слияния букв для первоклашек вырисовывали. Не было возможности скачать из интернета или скопировать. Да и работы с детьми было больше, ведь не существовало должностей психолога, социального педагога. Сейчас, конечно, свои сложности: в первый класс дети приходят с разным уровнем подготовки и нужно грамотно скорректировать процесс обучения.


А еще Зинаида Важник уверена: профессию нужно любить, чувствовать, что это твое, тогда и отдача будет. Как–то в начале карьеры ей пришлось заниматься проблемами одного из трудных школьников. За хорошее к себе отношение ребенок отплатил как умел: в ближайшем магазине купил батон, разломал его пополам и один из кусков вручил доброй учительнице...


Прямая речь


Сергей Маскевич, министр образования:


— На мой взгляд, результативность работы не следует связывать с возрастом. Хорошо, когда в учреждениях образования до определенного времени продолжают работать учителя, которые вышли на пенсию. Сейчас в школе наблюдается смена поколений педагогического состава, и опытные профессионалы могут поделиться своим мастерством с молодыми коллегами, а те, в свою очередь, — многому у них научиться.


Кстати


В Беларуси около 8.900 учреждений образования. Подготовкой кадров для них занимаются 14 вузов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter