Учитель маршалов

14 января 2006 г. — 110-летие И.П. Уборевича

14 января 2006 г. — 110-летие И.П. Уборевича

Этого человека нет с нами почти семь десятилетий. А прожил он... сорок один год. Всего сорок один.

Известный военный деятель и полководец, командарм 1-го ранга (что соответствует современному званию генерала армии или маршала рода войск) Иероним Петрович Уборевич (1896—1937) обладал даром находить и воспитывать таланты.

В частях Белорусского военного округа он вырастил целую плеяду выдающихся военачальников. Будущие маршалы Советского Союза Г.К. Жуков, И.С. Конев, В.Д. Соколовский, Р.Я. Малиновский, К.А. Мерецков,

М.В. Захаров приобрели свои знания под руководством Уборевича. Они почтительно называли его своим учителем.

Самый прославленный советский полководец четырежды Герой Советского Союза

Г.К. Жуков, прослуживший в войсках БВО много лет, признал:

«...Оглядываясь назад, я должен все же сказать, что лучшим командующим округом был командарм 1-го ранга И.П. Уборевич. Никто из командующих не дал так много в оперативно-тактической подготовке командирам и штабам соединений, как И.П. Уборевич и штаб округа под его руководством».

В своей книге «Записки командующего фронтом» (М.,1991) И.С. Конев писал:

«Когда я командовал полком, командующим войсками нашего округа был Иероним Петрович Уборевич. Он прошел большую школу, обладал боевым опытом, был серьезно подготовлен теоретически, а главное, всегда был собранным, подтянутым, дисциплинированным, лаконичным и конкретным в постановке задач...»

Используя разнообразные, в том числе и архивные источники, остановимся на неизвестных и малоизвестных страницах жизни этого незаурядного военного деятеля.

До сих пор почти все энциклопедии не пишут о том, что настоящие имя и фамилия Уборевича — Иеронимас Уборявичюс. Его отца звали Пятрас.

В книге «Командарм Уборевич. Воспоминания друзей и соратников» (М., 1964) утверждается, что он родился

24 декабря 1896 года (5 января 1897 г.). В действительности полководец родился 2 (14) января 1896 года.

Есть основания считать, что Сталин недооценивал военный талант Уборевича в годы гражданской войны. Он считал

А.И. Егорова более талантливым полководцем.

Дело в том, что в Москве рассматривалось предложение Троцкого о замене Егорова на посту командующего фронтом за неудачи в Крыму. Спросили мнение Сталина. Оно оказалось весьма своеобразным и далеко выходило за рамки ответа на вопрос.

«Москва ЦК РКП, Троцкому.

Решительно возражаю против замены Егорова Уборевичем, который еще не созрел для такого поста, как комкор, который как комфронта не подходит...

14 июня 20 г. Сталин».

Скорее всего, Сталин защитил Егорова потому, что предложение о снятии комфронта исходило от Троцкого.

Только в отдельных новейших изданиях указывается, что после начала крестьянского восстания в Тамбовской губернии под руководством Антонова И.П.Уборевич был назначен заместителем М.Н.Тухачевского и вместе с ним потопил восстание в крови.

Еще не так давно в наших учебниках это восстание представлялось бандитским и называлось мятежом. Именно таким считал его маршал Советского Союза Г.К. Жуков. В его мемуарах «Воспоминания и размышления» есть такие строки:

«...Заместителем М.Н. Тухачевского был И.П. Уборевич, который одновременно возглавил действия конной кавалерийской группы и сам участвовал в боях с антоновцами, показав при этом большую личную храбрость...

Основное поражение антоновцам было нанесено в районе Сердобска, Бакуры, Елани, где боевые действия возглавил И.П. Уборевич...»

В биографическом энциклопедическом словаре К.А. Залесского «Империя Сталина» (М.,2000) утверждается, что летом 1921 года И.П. Уборевич «был направлен в Белоруссию для борьбы с повстанцами

Н.И. Махно, С.Н. Булак-Балаховича. Здесь допущена не-

точность. Не с повстанцами Н.И. Махно, а с бандами Булак-Балаховича, Бориса Савинкова и другими анти-советскими бандами.

К сожалению, мало кому известно, что сразу после подавления тамбовского восстания в июне 1921 года Уборевич был послан в Беларусь, где он стал членом Революционного военного совета Минского района и командующим войсками Минской губернии.

Дело в том, что к июню 1921 года на территории Беларуси действовало до 40 банд с постоянным контингентом около 3 тысяч человек.

Для ликвидации бандитизма на белорусской земле был создан Революционный военный совет, в который вошли командующий войсками И.П. Уборевич, председатель Белорусской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией Я.К. Ольский, народный комиссар внутренних дел ССРБ (БССР) И.А. Адамович. По инициативе Уборевича был издан приказ, согласно которому добровольно явившимся с повинной участникам банд гарантировалось прощение. Вместе с тем применялись конфискация имущества у семей скрывавшихся бандитов и иные принудительные меры.

В 1990 году вышли в свет трехтомные «Воспоминания и размышления» Г.К. Жукова. Речь идет о десятом издании этой книги, дополненной по рукописям автора. Чтобы читатель мог легко определить все то, что раньше не публиковалось, эти дополнения, иногда весьма обширные, выделены курсивом.

Немало мест, выделенных курсивом, связаны с жизнью и деятельностью И.П.Уборевича.

Жуков подчеркивает:

«Он (Уборевич — Э.И.) был в полном смысле слова военный человек. Внешний вид, умение держаться, способность коротко излагать свои мысли — все говорило о том, что И.П. Уборевич незаурядный военный руководитель.

...После ареста командующих войсками округа (БВО — Э.И.) И.П. Уборевича и И.П. Белова учебная подготовка высшего командного состава в округе резко снизилась, и мы почти не вызывались в округ на какие-либо учебные мероприятия...»

Теперь об обстоятельствах трагической гибели Иеронима Уборевича. Некоторые новейшие исследования утверждают, что она связана с тем, что Иероним Петрович был знаком с содержанием cекретной папки Иосифа Сталина, обнаруженной в личном архиве Менжинского и раскрывающей тайну биографии вождя, то есть его работу в качестве агента царской охранки.

Так, в книге Р. Бракмана «Секретная папка Иосифа Сталина. Скрытая жизнь» (М., 2004) говорится:

«...Так возник заговор против Сталина, возглавляемый Тухачевским... Одними из первых были вовлечены командующий Киевским военным округом член ЦК Иона Якир, командующий Белорусским военным округом И.П. Уборевич и начальник Главного управления Красной армии комкор Борис Фельдман. Они сделали несколько фотокопий письма Еремина — в нем кратко и ясно описывалась вся карьера Джугашвили в охране, а не ее отдельные эпизоды...

Суд над группой Тухачевского начался 11 июня (1937 го-

да — Э.И.) в 9 часов и закончился два часа спустя...

Но не все в показаниях обвиняемых было чистой выдумкой. Иногда там проскальзывали крупицы правды. Например, Уборевич, читая написанный Сталиным текст, «сознался», что вел с другими разговоры об устранении Ворошилова: «нападать на Ворошилова, по существу, уговорились с Гамарником, который сказал, что крепко выступит против Ворошилова»...»

Каким был суд? Передо мной стенограмма протокола заседания Специального судебного присутствия Верховного суда СССР, состоявшегося

11 июня 1937 года. Председательствовал армвоенюрист В.В.Ульрих.

Подсудимым разъяснили: дело слушается в порядке, установленном законом 1 декабря 1934 года. Это означало, что участие защитника в судебном процессе исключается, приговор окончательный и обжалованию не подлежит...

Не следует также забывать, что «признания» обвиняемых были сделаны после страшных, изуверских пыток над ними.

Не случайно на протоколе допроса Тухачевского оставалось несколько бурых пятен. Проведенная в середине 1950 годов судебно-химическая экспертиза дала заключение: «Это следы крови человека...»

30 мая 1937 года Уборевич не признал себя виновным и не дал нужных следствию показаний.

2 июня на заседании (Военного совета — Э.И.) с большой речью выступил Сталин. Он утверждал:

«Уборевич, особенно Якир, Тухачевский, занимались систематически информацией немецкого генерального штаба...»

4 июня 1937 года Уборевич подписал заготовленное Сталиным в печатном виде заявление на имя Ежова (на 19 страницах), где он указывал, что

1 июня подал заявление (в деле его почему-то нет) о том, что он является участником антисоветского военного заговора, а сейчас намерен правдиво изложить все обстоятельства, связанные с военным заговором и его участниками. Уборевич пишет (за него написали!) и лично против Ворошилова.

Ознакомившись с материалами дел на трех самых главных «заговорщиков» — Тухачевского, Уборевича и Якира, можно сделать несколько важных выводов, которые сильно разрушают сложившиеся представления о наличии и составе военно-фашистского заговора в Красной армии.

Вечером 11 июня 1937 года Ульрих огласил суровый и несправедливый приговор. Всех подсудимых приговорили к расстрелу, лишению воинских званий и наград и конфискации всего лично им принадлежащего имущества. Расстреляли тут же, в ночь на 12-е.

31 января 1957 года Военная коллегия Верховного суда СССР по заключению Генерального прокурора СССР отменила приговор от 11 июня 1937 года, дело производством прекратило за отсутствием состава преступления, все проходившие по делу об участниках «антисоветской троцкистской военной организации» были полностью реабилитированы.

В октябре 1941 года в орловской тюрьме были расстреляны жены Гамарника, Корка, Уборевича и других военных, осужденных на смерть в июне 1937 года. Они также реабилитированы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter