За что вы благодарны своим наставникам?

Учитель — это ключник, владеющий ключами от детских сердец

В жизни важно встретить своего учителя, который подскажет, поддержит, направит на путь истинный. Это не просто работа, а состояние души, образ жизни. Накануне праздника мы обратились к педагогам, которые на республиканских конкурсах разных лет получали звание лучших учителей страны, с вопросом: за что они благодарны своим наставникам? А заодно узнали, какие новые методы внедряют титулованные педагоги в образовательный процесс.

Вадим ЛОСЕВ, учитель географии средней школы № 19 Гомеля:


— В первую очередь благодарен своей маме Ольге Федоровне Лосевой, учителю начальных классов, которая привила мне любовь к профессии. Она часто приносила работу из школы, и я пообещал себе: так делать не буду. Кстати, обещание до сих пор не нарушил, останусь лишний час на работе и доделаю все дела.

Бесконечную благодарность выражаю Ольге Ивановне Митрахович, учительнице географии. Она ветеран труда, обладает ясной памятью и острым умом, продолжает работать, готовит учеников к олимпиадам. Пример того, каким я хочу быть в зрелом возрасте. Человек на пенсии, а мыслит актуальными категориями «поколения Z». Мое мнение: педагог должен быть в курсе модных тенденций учеников. Хотя поколенческий разрыв всегда присутствует. Мне как представителю поколения миллениалов сложно понять поколение зумеров, приходящее на смену. Чем старше становлюсь, тем больше увеличивается пропасть между нами. Но стараюсь прыгнуть в последний вагон уходящего поезда эпохи. Но и не корю себя за то, что модные тренды «Тик-Тока» проходят мимо меня.

На своих уроках внедряю интеллектуальные игры. Работаю над авторской настольной игрой. Но пока ее механика совпадает с «Монополией» или «Каркассоном». Не новаторская. А я не хочу быть вторичным. Когда придет вдохновение, то изобрету что-то уникальное.

На уроках пытаюсь развить в детях интеллектуальное мышление. У современных детей «мышление микроволновки»: если что-то невозможно сделать за 30 секунд, значит, это невозможно сделать в принципе. Если вспомнить школьную программу минувших лет, то детям постоянно надо было чертить какие-то схемы, таблицы для понимания материала. В сегодняшних учебниках все это уже есть. Плохо это или хорошо — можно рассуждать. Ведь тоже тенденция времени.

Светлана РУМЯНЦЕВА, учитель белорусского языка и литературы средней школы № 15 Новополоцка:


— У нас былі цудоўныя настаўнікі: разумныя, творчыя, апантаныя сваёй працай. На іх хацелася раўняцца. Гэта настаўніца беларускай мовы і літаратуры Антаніна Міхайлаўна Данчанка, хіміі — Маіна Іванаўна Герасімава, настаўнік фізічнай культуры Мікалай Іванавіч Мухін, фізікі — Зоя Сцяпанаўна Маслоўская…

Мая маці Лідзія Маркаўна Раманенка працавала настаўніцай матэматыкі, намеснікам дырэктара па вучэбнай рабоце ў школе. З дзіцячых гадоў памятаю маміны ўрокі. Школа працавала па шасцідзёнцы, а дзіцячы садок — пяць дзён, і па суботах маці брала мяне з сабой у школу. І мае ўспаміны — гэта ўражанні, атрыманыя з апошняй парты. Я кожны раз з заміраннем сэрца сачыла за тым, як яна вядзе ўрокі. Я нічога не разумела з таго, пра што яна гаварыла з дзецьмі, таму, відаць, уражанні былі яшчэ мацнейшыя. Мне вельмі падабаліся яе манера паводзін, яе голас.

З дзяцінства маці для нас, дачок, з’яўлялася лепшай сяброўкай. Нам заўсёды хацелася быць падобнымі да яе, і таму невыпадкова ўсе мы выбралі прафесію настаўніка. Мае сёстры зараз настаўнічаюць у родным Краснаполлі: Алена выкладае хімію і біялогію, а Таісія — геаграфію, з’яўляецца намеснікам дырэктара школы па выхаваўчай рабоце.

Добра запомніліся ўрокі Алы Сцяпанаўны Лук’янавай. Маладая і прыгожая, яна настолькі цікава і даходліва выкладала прадмет, што мы вельмі любілі гісторыю. Ёй падабалася падарожнічаць самой, і нас, вясковых дзяцей, яна імкнулася як мага больш развіваць. З ёй мы некалькі разоў наведалі Санкт-Пецярбург, пабывалі ў Пецяргофе, падарожнічалі на цеплаходзе па Дняпры з Лоева да Кіева, ажыццявілі паездку ў Брэст, Гомель, некалькі разоў ездзілі ў Мінск, Віцебск. Усюды наведвалі музеі і памятныя месцы, і да моманту заканчэння школы мы ўжо мелі досыць шырокі кругагляд. Вядома, аплачваць паездкі нам дапамагаў саўгас, бо летам школьнікі актыўна працавалі на карысць гаспадаркі і на зернетаку, і на саўгасных палях. 

Дзякуй гавару ўсім сваім настаўнікам, бо яны навучылі галоўнаму: таму, што заўсёды трэба заставацца Чалавекам, што ў жыцці важныя дабрыня і спагада, сумленне і здольнасць прызнаваць памылкі, што нельга навучыцца на ўсё жыццё, а трэба ўсё жыццё вучыцца. 

Людмила ПОБУДЕЙ, учитель начальных классов свислочской гимназии № 1 имени Калиновского:


— Со своими педагогами живу в одном городе, поэтому так радостно встречать их на улице! Столько всего можно вспомнить со школьных лет. Хочется сказать спасибо классному руководителю, учителю русского языка и литературы Валентине Михайловне Радецкой.

Огромная благодарность моему первому учителю Алле Тимофеевне Лашкевич. Могу сравнить ее с ключником, который обладал бессчетным количеством ключей к детским сердцам. Можете не верить, но не помню такого, чтобы на ее уроках кто-то чего-то не понял. Удивительный педагогический дар. Не приукрашу, если скажу: моя золотая медаль, красный диплом и титул «Учитель года» — это и ее заслуга. 

Я ведь тоже первый наставник. На плечах педагогов начальных классов самое сложное — заложить фундамент. Выкладывая кирпичик за кирпичиком, важно разжечь интерес. Мои малыши знают, что такое «подкасты», «водкасты». А все потому, что в своем обучении использую модель «перевернутого класса». Суть: учитель предоставляет материал для самостоятельного изучения дома, а на очном занятии проходит практическое закрепление материала. 

Марина ЮРЬЕВА, учитель биологии витебской гимназии № 5 имени Людникова:


— Я из педагогической династии, поэтому в первую очередь буду благодарить своих родителей. Маме 66 лет, а она до сих пор преподает химию, к слову, в той же гимназии, где и я. Помню, что все детство наш дом был заполнен голосами девчонок и мальчишек, — к маме и папе постоянно приходили ученики.

Учителя, который оставил в моей душе след, к сожалению, уже нет. Захар Миронович Козлинер был идеальным педагогом. О таких учителях надо писать книги. Его уроки не прогуливали даже двоечники. Мог увлечь на раз-два. Сколько мы с ним переделали опытов — не счесть! До сих пор могу установить розетку с закрытыми глазами — тоже его школа.

В своей работе использую практико-ориентированный подход. Изучаем анатомию — дети перевоплощаются в докторов, исследуем растительный мир — ученики переквалифицируются в ландшафтных дизайнеров.

Преподаю в группах педагогической направленности. Сегодня дети, которых взяла в 6-м классе, учатся в 11-м. Скоро упорхнут из школы. Среди них есть личности со всеми задатками хорошего педагога. А это ли не счастье, что твое дело будут продолжать ученики?

azanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter