Учитель

В последние лет двадцать много говорят и пишут, что престиж профессии учителя подорван, упал...

В последние лет двадцать много говорят и пишут, что престиж профессии учителя подорван, упал. Что работать в школу талантливые люди не идут, так как там мало платят. А преподаватели–мужчины совсем вывелись и скоро исчезнут как вид... Что ученики одеваются круче, чем учителя. Что у них мобильники, айпады, ноутбуки такие, что учительской зарплаты на подобные вещички, как ни крутись, — не хватит. Что отдыхать детки ездят туда, куда школьный учитель позволить себе не может. И еще куча справедливых аргументов явно не в пользу современного учителя. Далее вывод, что вместе с престижем профессии учителя и уровень образования падает.


Как изменить ситуацию, как поднять учителя на былой пьедестал?


Ответ слышу и читаю всегда только один. Вот если бы платили много, то тогда сразу: и конкурс в педагогические институты из нулевого превратился бы в 100 человек на место, и мужчины бы двинулись в учителя, и у директоров школ, ректоров и проректоров отбоя бы не было от претендентов. Сиди в кабинете и выбирай лучших. Как в социалистическом реализме — борьба хорошего с еще лучшим.


У меня есть два диплома. По первому могу пойти работать в школу и преподавать черчение и рисование. И второй, институтский диплом, тоже позволяет заниматься педагогической деятельностью. Но ни в школу, ни в колледж, ни в институт с академией я не иду, хотя предложения время от времени поступают. Предлагали, и не так давно, устроится почасовиком. Приходить и рассказывать–показывать студентам, как надо писать, рисовать. А в другом вузе предлагали лекции по истории искусств читать. Работа непыльная, времени много не занимает, но я, как ни уговаривали, не согласился.


Отказывался под разными предлогами от заманчивого предложения. Приводил какие–то аргументы. Наконец–то сообразил и стал говорить, что времени потеряю много, а денег заработаю мало. Нерентабельное ваше предложение, господа хорошие. Аргумент с оплатой, несоизмеримой с затратами, оказался убедительным. Покивали, понимающе и грустно улыбнулись, расстались по–приятельски.


Ясное дело — я лукавил. Самый главный свой аргумент —  личный — не привел. А ведь именно он и не позволил сделать ответственный шаг и стать педагогом. Не пошел, потому что боялся. Нет, не учеников с айфонами и ноутбуками, которые отдыхают на Канарах и одеты во все фирменное. Просто я не уверен, что знаю что–то такое, чем необходимо поделиться с учениками, знаю чему и как учить.


Мне кажется, что деньги, вознаграждение за тяжкий педагогический труд к престижу профессии отношение если и имеют, то не определяющее.


А что имеет, что главное? Думаю...


Вот, например, в спорте можно заработать очень много. Премиальные спортсменам за победы и медали обещают и выплачивают большущие. Стипендии, слава, реклама. И что, выдающихся спортсменов стало много больше? Что, побежала молодежь в спортивные секции записываться?


Предложи спортсмену, например прыгуну в высоту, преодолеть планку на высоте три метра, пообещай сто миллионов или миллиардов, сумма значения не имеет. Не перепрыгнет! Даже пробовать не станет над той планкой взлететь.


На мой взгляд, у настоящего учителя должно быть учение. Когда оно есть, то многие вопросы отпадают, и ты сам начинаешь искать учеников, продолжателей, соратников, а ученики ищут тебя.


Теперь вспомните, а много ли вы таких учителей встречали, которые работали не ради денег? Которым было что сказать? К кому на лекции набивалась полная аудитория студентов с разных отделений, а потом еще два часа вопросами мучили?


Мне повезло с учителями. О школьных говорить не буду, так как давно это было, а вот преподавателей художественного училища и сегодняшней Академии искусств вспомню.


Лучшие работали не ради денег. Они были людьми уже состоявшимися, имели заказы и могли не ходить к студентам. Могли не тратить драгоценное время на молодежь. Одевались обычно, ничего сверхъестественного не имели. Но к ним тянулись, ловили каждое слово, жест, взгляд. С ними спорили, им старались подражать. Они знали то, чего я не знал, но очень хотел узнать. Они не сюсюкали, не заискивали... Они учили так, что казалось: это я сам додумался и сделал открытие. Они учили прыгать, не удивляйтесь, на три метра. Конечно, это противоречит законам физики, но они говорили, что такое возможно, надо только сильно разогнаться, а затем оттолкнуться и...


P.S. Только не думайте, что я против того, чтобы учитель получал достойную зарплату.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter