Учитель

ЛИЧНОЕ c Владимиром СТЕПАНОМ

Сергей Петрович Катков родился 1 октября 1911 года. В этом году будет 100 лет с того дня. Многих, кто родился тогда, уже забыли. Неудивительно — большой срок. А вот Сергея Петровича помнят. Он был художником и учителем. Оставил картины и учеников.


***


Берешь акварельные краски, бумагу, воду и кисточку. Больше ничего и не надо. Кисточка прикасается к воде, к краске, а затем к бумаге. Происходит чудо или фокус, тут как кому нравится. На бумаге возникают кучерявые облака, растревоженные ветром деревья, небо, вода. Яблоко, похожее на пушечное ядро, груша, напоминающая пудовую гирю. Появляются, как из ниоткуда: красная кружка и синий кувшин, цветок и апельсин, парашютист и охотник, краб и кит, пятнистый ягуар и огненный тигр. Звезда, буква, волна, радуга, кровь...


Да все, что угодно, список — бесконечен.


Тот, кто покажет это чудо ребенку, сразу же в его глазах станет значительным, не таким, как все. Волшебником, если хотите. Не хотите волшебником? Тогда фокусником...


А если тот фокусник или волшебник и ребенка научит создавать на бумаге мир, то он из человека значительного станет великим.


Именно это и произошло с Катковым. Все его ученики говорят о нем как о ком–то великом. А ведь Сергей Петрович научил их всего только правильно держать в руке кисточку, бережно прикасаться к краске, не забывать макать кисточку в банку с водой и не брать кисточку в рот.


Испачкаешься — все будут смеяться.


***


Все рисунки своих учеников Сергей Петрович собирал, складывал, а потом наклеивал на большие листы бумаги и подписывал. Так он поступал с сотнями и тысячами детских рисунков. Он как никто другой знал им цену. Понимал, что если сейчас не сохранит, то все они окажутся в мусорной корзине. И уже никогда никто их не увидит, не восхитится, не заблестят глаза и не задрожат руки известного белорусского художника, архитектора, врача, ученого. Не сможет серьезный и уважаемый человек стать на пару минут тем бедным школьником, маленьким художником, для которого беличья кисточка — настоящее богатство. А если к такой кисточке еще альбом и коробка красок, то... Догадались... Это и называется — счастье.


Катков дарил счастье.


И другая, не менее важная, чисто педагогическая цель была в таком страстном и пунктуальном коллекционировании. Сергей Петрович готовил книжки, по которым дети смогут учиться рисовать. Ведь не у каждого есть такие учителя, как он.


***


Было у Сергея Петровича удивительное качество. Для современных педагогов редкое. Заключалось оно в том, что Катков приходил в дом своих учеников и разговаривал с родителями о будущем их ребенка. По себе знаю, как это непросто. Время для такого серьезного разговора надо выкроить, да и немало. А результата может и не быть. Ведь родители всегда считают, что они лучше всех знают, какую профессию надо выбрать для ребенка, чтобы его жизнь была счастливой и безбедной. Но учитель рисования всегда находил время. Мог ведь плюнуть на все, взять холст и пойти на этюды или в мастерской закрыться и писать–рисовать свое. Да, в конце концов, мог посидеть с друзьями, выпить, поговорить за жизнь...


А он ехал в другой конец города. В трамвае трясся, автобуса на остановке ждал... Приходил и долго убеждал родителей, что из их сына или дочки может получиться художник. Катков понимал, что потом, через несколько лет, уже ничего не исправишь, назад не повернешь, жизнь не переделаешь. Понимал и то, что человек должен заниматься тем, к чему лежит его душа. Я слишком высокопарно пишу, но так оно и есть.


Чаще всего родители Сергея Петровича слушали, он умел убеждать, и не мешали ребенку идти в художественную школу, училище, институт.


Так на одного художника становилось больше! На одного человека, разочарованного и недовольного жизнью, меньше.


Интересно, вспоминают ли сегодня художники, как в их квартиру позвонил, а может, негромко постучал учитель рисования?


Подумал ли тогда хоть кто–нибудь, что это «судьба стучится в дверь»?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter