Учите новые слова!

О подготовке к IPO

Аббревиатура IPO (в переводе с английского — первичное публичное размещение ценных бумаг) обосновалась в нашем экономическом лексиконе в прошлом году. Расширение экономического словаря нельзя назвать простой данью глобальной моде. Потребность в инвестициях растет постоянно. При этом такого привычного ресурса, как собственные средства предприятия, часто уже не хватает. Банковские кредиты обходятся недешево... Другое дело — напечатать и продать на мировом рынке «фиктивный капитал»: акции и корпоративные облигации. Привлечь большие беспроцентные (не считая комиссионных отчислений трейдерам) деньги. Причем в валюте! Заманчивый вариант.


То, что интерес к новому финансовому инструменту в среде белорусских управленцев растет, показал состоявшийся на днях IPO–семинар. Его организовали АСБ «Беларусбанк» и немецкая Deutsche Borse Group. Присутствующие на семинаре представители предприятий и государственных органов старательно конспектировали информацию о том, как компания может попасть в список котирующихся на Франкфуртской фондовой бирже. Годовой оборот Deutsche Borse составляет умопомрачительные по нашим меркам 2,5 триллиона евро. Биржа торгует ценными бумагами таких корпораций, как «Фольксваген», БМВ, «Даймлер», «Люфтганза», «Адидас», «Хенкель»... Покупатели — инвесторы со всего мира.


Сразу, конечно, напрашивается вопрос: а правильно ли задумываться об IPO именно сейчас, когда падают в цене акции даже самых, казалось бы, успешных компаний? Зампред правления Беларусбанка Геннадий Господарик внес ясность: «Сейчас на мировых финансовых рынках нестабильность. И конечно, это не лучшее время для проведения IPO. Но, с другой стороны, в нынешней ситуации есть плюс — белорусские предприятия получают запас времени, чтобы как следует подготовиться к первичному размещению своих ценных бумаг».


Кстати, сам Беларусбанк планирует выйти на IPO в 2010 — 2011 году (к этому сроку, по мнению большинства аналитиков, мировые рынки стабилизируются). Крупнейший коммерческий банк страны намерен привлечь благодаря первичному размещению своих акций около 1 миллиарда долларов. Кроме того, рассматривается возможность прямой продажи пакета акций стратегическому инвестору. «Но будет лучше, если мы сначала выйдем на IPO, определим реальную стоимость бумаг, а уже затем привлечем стратегического партнера», — поделился планами Г.Господарик. Кстати, номинальная стоимость бумаг Беларусбанка, как считают специалисты Института недвижимости и оценки, почти в 3,5 раза ниже их примерной рыночной цены...


Таким образом, выход на мировые фондовые рынки откроет перед белорусскими предприятиями совершенно новые возможности по привлечению капитала. Однако, чтобы попасть на Франкфуртскую, Лондонскую или другую престижную торговую площадку, нужно соответствовать определенным «клубным» правилам. Важнейшие документы предприятия должны быть представлены на английском языке. Бухгалтерский учет и отчетность нужно привести в соответствие с международными стандартами. Кроме того, — и это, пожалуй, самое главное — от предприятия требуется максимальная информационная открытость. Сегодня же даже с журналистским удостоверением получить от некоторых директоров сведения о прибыльности предприятия, объемах продаж, расходах на заработную плату etc. — то же, что выведать военную тайну.


Подготовка к IPO — своеобразная реформа. Она требует адаптации предприятия к современным мировым стандартам и практикам, изменения управленческой культуры и информационной политики. И если банковская сфера уже в одном шаге от первичного публичного размещения акций, то перед многими предприятиями промышленности еще долгая дистанция. И в некотором роде даже хорошо, что нынешняя ситуация на мировых рынках предоставляет им тайм–аут.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter