Источник: Знамя юности
Знамя юности

Максим Салаш: мой пример доказывает, что пробиться на топ-уровень можно и из чемпионата Беларуси

Учить язык. Баскетбола

Из всех приобретений минских «Цмокаў» 21-летний Максим Салаш – самое нетривиальное. Столкнувшись с необходимостью тотальной экономии бюджета, стартующий в очередном сезоне Единой лиги ВТБ и Лиге чемпионов клуб сделал ставку на белорусских игроков, но даже на этом фоне возвращение Салаша – сюрприз. В истории «драконов» уже были примеры, когда молодые белорусы прочно садились на скамейку за широкими спинами темнокожих легионеров, а Салаш, между тем уже не один год играл и тренировался в Испании и Польше. Одно время даже ходили слухи (правда, впоследствии затихшие) об интересе россиян к его паспорту. В общем, игрок молодой, перспективный, а такие обычно всеми силами стремятся вырваться на просторы европейских чемпионатов. Но у Максима, оказавшегося самым младшим в нынешнем составе минских «драконов», свои аргументы.


– Не могу сказать, что у меня совсем уж не было предложений, но, хорошенько все взвесив, я понял, что «Цмокi» на сегодня – лучший вариант. Хороший шанс поиграть на высоком уровне в Единой лиге ВТБ, попытаться отобраться в Лигу чемпионов. В общем, проявить себя и засветиться перед агентами. Да и дома побыть приятно.

– Ты когда последний раз в Беларуси играл?

– Если не считать прошлогодних матчей за сборную, то очень давно. Лет пять назад. Но старался быть в курсе событий. Понятно, что уровень нашего чемпионата не самый высокий. Непросто так ведь «Цмокi» уже сколько лет подряд выигрывают титул, оспаривая его фактически у двух соперников. Но чемпионат Беларуси – не главная цель. Контракт у меня на год, за который я должен попробовать пробиться в основной состав и закрепиться в нем.

– Варианта пробиться в Испании не видел?

– Я там два года отыграл в юниорских командах, еще два – во втором дивизионе. Причем и в «Уэске», и в «Оренсе» я был в аренде. Когда после сезона возвращался в свою команду, игр уже не было – только тренировки. После двух сезонов в таком режиме попробовал выйти на новый уровень в Польше, но в «Кутно» сначала тренер не доверял, потом его сменили и пришлось все начинать заново, но получил травму...

– А как в Испании очутился?

– Мы с командой U-16 играли на чемпионате Европы. Играли так себе, но индивидуально я выглядел неплохо и в итоге получил много предложений от агентов. В клубы не звали, но предлагали с ними поработать. Я выбрал одного, который посоветовал мне испанскую школу севильской «Кахасоли». Кстати, серьезных отличий в системе подготовки я не заметил. В Испании, как и в Беларуси, в зависимости от возраста нужно играть в турнирах среди сверстников, в 18 лет переходить во взрослый баскетбол. Просто на каждом уровне там гораздо больше тренировок. Причем проводят их различные специалисты, в том числе и из главной АСВ-лиги. Если у тебя хорошие успехи, могут привлечь к тренировкам с основной командой. В общем, вариантов для роста хватает и условия для тренировок лучше. Правда, в 16 лет пришлось срываться за тысячи километров от дома, и это было непросто. Многие переживают, даже когда приходится уехать в Минск учиться в РУОР, а здесь – Испания. Ни языка, ни опыта самостоятельной жизни... Хотя испанский, кстати, я выучил довольно быстро. Все из-за организации работы в клубе. Там все уже выстроено и распланировано. Даже для совсем молодых игроков составлено подробное расписание тренировок, занятий с репетиторами, свободного времени... В нашем клубе во всех возрастах было довольно много иностранцев, их везде водили, все объясняли, дали учителей. Оставалось только тренироваться.

– За последние годы ты – единственный из молодых белорусских баскетболистов, которому удалось попасть в европейскую систему баскетбола. Почему наши ребята невостребованы?

– Думаю, главным образом потому, что наши младшие сборные играют во втором дивизионе чемпионатов Европы, а большая часть агентов все-таки следит за высшим. Но при этом мой пример доказывает, что пробиться можно и в таких условиях. Мы ведь тогда тоже во втором дивизионе играли, но меня заметили.

– Кто-то из состава твоей сборной U-16 заиграл на хорошем уровне?

– Роман Рубенштейн в прошлом году играл в Словении, Влад Кандыбович мог хорошо прогрессировать, но уехал в США и поступил в колледж.

– В последнее время, кстати, многие используют баскетбол, чтобы облегчить себе задачу получения гранта на обучение в США...

– Я бы не сказал, что из той нашей команды многие уехали. Всего-то пара человек. У девушек, рассказывали, тоже были прецеденты. Но для себя я точно не рассматривал подобный вариант. Да и агент говорит, что гораздо полезнее остаться в Европе. В Америке очень большая конкуренция, а мне еще есть над чем работать.

– Тебя не смущает, что, например, Виталий Лютыч в Минске чуть ли не постоянно сидел на скамейке запасных, а после перехода в эстонский «Калев» стал лидером команды?

– Сейчас в «Цмоках» совсем другая ситуация. В коман­де новый тренер, да и легионеров стало меньше по сравнению с минувшими годами. Самое время дать шанс белорусским игрокам. Тем более что Александр Крутиков совмещает тренерские посты в клубе и национальной сборной. Шанс будет у каждого, другое дело, кто и как его сможет использовать.

komashko@sb.by

Фото Артура ПРУПАСА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter