Учить... противопоказано

"МатомУчить.
"МатомУчить... противопоказано ругаться имеет право только филолог", - была убеждена моя школьная учительница русского языка и поэтому каждый урок в целях лучшего усвоения материала "приправляла" парой-тройкой крепких фраз или подзатыльников. А недавно 13-летний сосед по лестничной площадке весело рассказывал о своей школьной учительнице физики: "Урок она начинает со слов: "Итак, волей Божьей мы изучим закон Ньютона".

А одевается в какой-то халат, на спине которого огромный, написанный тушью и заклеенный прозрачной пленкой плакат религиозного содержания".

...16 лет учительница биологии проработала в минской школе N 27 до того, как судебно-психиатрическая экспертная комиссия поставила ей диагноз: хроническая шизофрения. 16 лет она измывалась над шестиклассниками, заставляя их записывать и учить наизусть молитвы, оставляла в тетрадях детей непонятные и пугающие записи, наказывала физически, унижала и оскорбляла. Материалы дела, к которому прикреплены и школьные тетради, и заявления родителей с просьбой отстранить учителя от работы, и докладные записки администрации школы, шокируют. Оказывается, ее невменяемость не смогла стать причиной для увольнения. Так же, как и жестокость, психическая неуравновешенность, нарушение педагогической этики. Нашли другой повод. А дело закрыли за отсутствием состава преступления: школьный учитель не должностное лицо...

В столичной школе N 23 произошел не менее одиозный случай. Уже имея судимость за изнасилование малолетней девочки, учитель вновь успешно устроился на работу в школу. Хореографом. 12-летние девочки проходили у него... медосмотр, якобы необходимый перед поездкой группы за рубеж. За развратные действия его осудили на 2 года лишения свободы. Как знать, оказавшись на свободе, "хореограф" не примется ли за старое, ведь работать в школе, с детьми, ему никто не запрещал...

Нет, конечно, это не массовое явление. Но кто считал, сколько судеб может искалечить один такой "сеятель" разумного, доброго, вечного? И уж если так непросто оградить от него детей, что говорить о повседневной грубости и хамстве, с которыми они сталкиваются каждый день в школе и которые более половины ребят воспринимают как нормальное воспитательное явление.

Психологи не отрицают, что учителя порой тратят свой "энтузиазм" не по назначению. Встречаются педагоги "с харизмой", которые, заверяя в исключительности своей методики, приобщают детей к весьма странной вере или политическому течению. А попробуй доказать, что это плохо отражается на подопечных, - вряд ли получится. Слишком невещественными оказываются доказательства.

Так кто же имеет право учить детей? В России, например, этот вопрос уже не первый год пытаются решить на законодательном уровне. Министерство образования составило список противопоказаний для работы педагогом. Состоит он из двух частей. В первой перечислены медицинские противопоказания: выраженные дефекты речи и заикания в тяжелой форме, хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (в том числе алкоголизм, наркомания и токсикомания), выраженные расстройства функций органов зрения и слуха и другие. А во второй - статьи Уголовного кодекса: убийство, побои, истязание, изнасилование, кража, мошенничество, разбой, вандализм и даже жестокое обращение с животными. Таким способом чиновники отреагировали на постоянные жалобы педагогов и родителей на то, что в школах работают явно психически неуравновешенные люди, либо преподаватели с уголовным прошлым. Но закон этот продвигается с большим скрипом. Критерии - вещь тонкая. Список этот уже несколько раз возвращался на доработку.

По мнению наших законодателей, такой закон не повредил бы и белорусской системе образования. "Пока в системе образования не было конкуренции за место, на работу в школы брали всех подряд. Решающую роль играл диплом педагога, а не его моральные качества, - говорит заместитель председателя Комиссии по образованию Палаты представителей Владимир Зданович. - Сейчас идет процесс сокращения школ - самое время почистить педагогические ряды. При разработке закона о средней школе мы постараемся учесть российский опыт и выработать собственные критерии оценки профессиональных качеств учителя".

Однако в Министерстве образования к подобному списку отнеслись с большим сомнением. "Проблема действительно есть. Но разбираться нужно в конкретных случаях, а не выводить общие правила, - считает начальник главного управления социальной и воспитательной работы Министерства образования Георгий Бутрим. - Чего скрывать - в школах много урокодателей. Наша педагогическая школа по-прежнему готовит хороших учителей-предметников, но в меньшей степени учителей, владеющих высокой психолого-педагогической культурой. И этот вопрос для нас очень острый - мы пытаемся его решить".

В каждой профессии есть свои ограничения. В российскую армию не берут женщин, например, или людей с переломами рук и ног. Среди часовщиков и ювелиров нет людей с плохим зрением, а среди отоларингологов - специалистов с плохим слухом. А вот для педагогов ограничений нет, хотя профессия эта не из легких. "Медицинская справка была бы весьма кстати, - соглашается доктор педагогических наук Виктор Наумчик. Не один год он посвятил изучению педагогики ненасилия. - Что же до профессиональной пригодности учителей, то решать эти проблемы следует не на государственном уровне, а в самом коллективе. Хороший руководитель имеет хорошую команду. Директор - это мини-отдел кадров. Он должен распознавать истинных учителей. А если начнем решать эту проблему централизованно, то обязательно кого-то несправедливо "репрессируем". Более того, откроется масса лазеек для коррупции".

По словам председателя Минской городской коллегии адвокатов Валерия Митрофанова, найти законную управу на педагога со странностями - дело нынче не такое уж безнадежное. Новый Уголовный кодекс предусматривает дополнительные меры наказания в виде лишения права заниматься определенным видом деятельности сроком от 1 до 5 лет. Трудовой кодекс дает возможность уволить учителя и по состоянию здоровья (если есть на то основания), и за "аморалку". Вот только выявить да обосновать как психическую неуравновешенность, так и безнравственность крайне сложно. "Нужно не перечень противопоказаний разрабатывать, - считает Валерий Митрофанов, - а найти в законодательстве механизм, позволяющий свободно направлять на обязательное медицинское освидетельствование психического здоровья всех (!) учителей, а не одного, следуя лишь своим доводам и тем самым оскорбляя человека".

На одном из педагогических совещаний как-то промелькнула цифра: у половины наших учителей нервишки шалят непозволительно часто. И одна из причин в том, что, имея продолжительный отпуск, очень немногие из них могут позволить себе полноценный отдых. Только оправдание ли это для родителей, которые имеют право на то, чтобы их детей учили во всех отношениях здоровые педагоги?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter