Учить и учиться

Осмыслить степень влияния на происходящие в обществе процессы не только каждого из работников идеологической «вертикали», но и представителей идеологического актива попытались на Гомельщине

Осмыслить степень влияния на происходящие в обществе процессы не только каждого из работников идеологической «вертикали» (их в области почти полторы тысячи), но и представителей идеологического актива попытались на Гомельщине. Коллективный диалог, к чести организаторов, получился достаточно откровенный, не лишенный здоровой критики и самокритики. 

По словам начальника главного управления идеологической работы облисполкома Анатолия Котило, приоритетом для всех идеологов по-прежнему остается задача активного влияния на ситуацию в регионах, пропаганда основных целей и приоритетов развития государства. В этом контексте региональные СМИ, выходящие разовым тиражом в более чем 150 тысяч экземпляров, представляются не просто одним из звеньев идеологической цепочки, а надежным средством влияния на умы и сердца населения. Соразмерно значимости задач – и материальная поддержка со стороны учредителей. Она, к слову, немалая. Только на обновление материальной базы редакций областной и районных газет направлено почти 300 миллионов рублей, 48 журналистов и редакторов печатных и электронных СМИ за прошедший год прошли профессиональное обучение. На фоне других регионов республики цифры выглядят привлекательно. Радует и востребованность печатного и эфирного слова, выражением которого является рост тиражей региональных изданий (в сравнении с предыдущим годом они увеличились почти на 5 процентов). Но, с другой стороны, возникает вопрос: все ли сделано на местах для того, чтобы расширить аудиторию читателей местной прессы и слушателей передач радиовещания? Как показывает анализ, отнюдь. В итоге один из самых крупных регионов страны — Гомельщина — по общему тиражу районных газет занимает лишь четвертую строчку среди областей республики, а среднее эфирное время районного радиовещания составляет здесь до 40 минут в неделю. Согласитесь, маловато, чтобы, помимо новостных материалов, посвятить читателя в тематику серьезных проблем, которые решают местные органы власти и трудовые коллективы. Рады бы расширить эфир, перейти на полноцветную печать (благо, с появлением нового оборудования в КИПУП «Сож» такая возможность имеется), признаются в редакциях, да финансы поют романсы. Но ведь законы рыночной экономики сводятся к тому, что при отсутствии средств их нужно уметь заработать. Научились делать это, к сожалению, пока далеко не все. 

Это, как говорится, одна сторона медали. Другая — руководители районов не особо спешат «засветиться» на страницах своих местных идеологических трибун. Наровлянский, Речицкий, Калинковичский да еще пара-тройка регионов на этом не радужном полотне скорее исключение. 

 Кто-то из чиновников может отпарировать: но ведь каждый райисполком сегодня имеет собственный Интернет-сайт. Заходи, мол, любой желающий и получай информацию. Так то оно так, но вот в части удовлетворения запросов граждан путем использования электронного ресурса зачастую не все гладко. Причины – примитивизм в оформлении и редкое обновление страниц исполкомовских сайтов. В итоге в решении своих злободневных проблем горожанам и сельчанам приходится больше уповать на личные контакты с руководителями органов власти во время приемов и проведения «горячих линий». По итогам соцопроса к такой форме прибегает соответственно 40,9 и 31,9 процента опрошенных жителей области. 

Да, некоторые идеологические «штабы» в регионах не дремлют и делают многое по усилению адресности идеологического воздействия, комплексного влияния на социальную ситуацию. Достаточный опыт в этом деле имеют, к примеру, в Калинковичах. По информации начальника идеологического отдела Калинковичского райисполкома Натальи Михайловой, наряду с традиционными формами работы (днями открытого письма, выездами агитпоездов для встреч с населением и другими) здесь укореняются и лишенные штампов методы идеологического инструментария: практическое кураторство ответственными работниками района населенных пунктов сельсоветов, сельские сходы в отдаленных деревнях с участием руководителей райисполкома, создание музея воинов-интернационалистов и Аллеи Героев, выпуск сборников литературных произведений авторов-непрофессионалов… Положительными наработками в организации идеологической работы также могут поделиться в Гомельском лесохозяйственном объединении, коллективах Жлобинского мясокомбината, Житковичского райпо, ОАО «Гомельжелезобетон» и «Мозырьсоль»… 

Вместе с тем утверждать, что идеологи сегодня активно включаются в разрешение проблем трудовых коллективов, было бы некоторым преувеличением. В подтверждение – несколько из прозвучавших цифр. Из более чем 26 тысяч выездов информационных групп только 1096 совершено в минувшем году в проблемные предприятия и хозяйства области. Направить этот процесс в нужное русло – в этом видят свою задачу идеологические «штабы» Гомельщины. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter