Учить и учиться

Как привить детям уважение к природе, пробудить в них желание познать свой край и воспитать патриотов родной земли? Во многом эти задачи решает экологическое образованиеВсе больше школ и дошкольных учреждений в Беларуси выбирают экологическое воспитание одним из основных направлений своей деятельности. Экологическая культура и внутренняя культура личности тесно взаимосвязаны. Многие педагоги Минской области знают об этом не понаслышке. На нынешней неделе поделиться своим опытом и лучшими наработками они смогли на первых в республике экологических педагогических чтениях, прошедших в рамках акции «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся» в Вилейском районе.

Примерно 65 процентов призовых мест на различных республиканских конкурсах в области краеведения, туризма и экологии занимают именно представители Минской области, отметила на открытии конференции начальник отдела организационно-методического обеспечения туристско-краеведческой и эколого-натуралистической работы Минского государственного областного учебно-методического кабинета Зоя Новикова. «Посредством акции «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся» мы можем добиться еще больших результатов в воспитании гражданина, эколога, труженика», -- подчеркнула она.
Каким же образом в детях воспитывают экологов?
Возьмем, к примеру, школьное лесничество Вилейской гимназии № 2 c экологическим уклоном. На занятиях ребята изучают лес, постигают в теории и на практике методы его защиты и охраны, помогают Вилейскому лесхозу. Важное место в работе школьного лесничества занимает работа по посадке леса и уход за насаждениями дендропарка «Лебединый берег». Юные лесники постоянно убирают мусор, так как дендропарк является активным местом отдыха горожан.
Территория школьного лесничества начинается прямо у городской черты, поэтому здесь всегда много отдыхающих, а следовательно и велика угроза возникновения пожара после разведения костра в необорудованном месте. Поэтому зеленый патруль лесничества   регулярно в теплый период года организует рейды. С большим интересом юные экологи собирают семена, лекарственное и пищевое сырье. И если по грибы и ягоды дети чаще выезжают с родителями, то во время сбора шишек, желудей и лекарственных растений их сопровождает руководитель школьного лесничества Алеся Сергеевна Алексеева, знающая все нюансы таких заготовок. Осенью 2006 года учащиеся выезжали с работниками лесхоза на заготовку желудей и собрали их 45 килограммов, а в 2007 году -- 60 килограммов. А для себя ребята комплектовали «зеленую аптеку» из ромашек, листьев брусники, валерианы, зверобоя, калины, коры дуба.
Кроме того, школьники подкармливают птиц и животных, изготавливают и развешивают кормушки и гнездовья, расселяют и охраняют муравьев. Еще один вид деятельности школьного лесничества -- выявление очагов повреждения леса вредителями и болезнями, охрана редких деревьев, памятников природы.
Участники педагогических чтений посетили Вилейский лесхоз, где смогли обсудить перспективы сотрудничества  школ и лесного ведомства. Заместитель генерального директора Минского государственного производственного лесохозяйственного объединения Чеслава Гоева на встрече с педагогами подчеркнула, что школьные лесничества помогают профориентации молодежи -- многие их члены после окончания школы связывают свою жизнь с лесным хозяйством. Плодотворное сотрудничество школ и лесхозов  всячески поощряется. Только в Вилейском районе силами школьных лесничеств в прошлом году было посажено 44 гектара леса -- годовая норма «взрослого» лесничества. Эта работа была оплачена, а некоторые учебные заведения получили лесную форму.
Гармоничное развитие
Как еще можно привить детям любовь к природе? Идей во время педагогических чтений прозвучало множество. К примеру, директор учебно-педагогического комплекса “Детский сад-школа № 24 с эстетическим направлением” г.Борисова Наталья Беликова рассказывала о духовно-нравственной основе экологической культуры школьника. “Духовно деградирующая личность приводит к деградации и природу”, — процитировала она Основы социальной концепции Русской православной церкви. Именно поэтому в учебном заведении много времени уделяется духовно-нравственному воспитанию на православных традициях белорусского народа, в том числе проводятся занятия по родиноведению, православному краеведению. Летом на базе женского Свято-Ксениевского монастыря и Национального парка “Браславские озера” для детей были организованы экологические волонтерские лагеря. И положительный эффект не заставил себя ждать — в некоторых случаях, по словам Натальи Беликовой, произошло даже моральное оздоровление семей.
В Вишневской средней школе акцент делают на красоту родных мест, экскурсии, уроки под открытым небом. По мнению директора школы Аллы Климковой, это содействует воспитанию доброты у детей. Особая гордость этого учреждения образования — экологическая тропа протяженностью в 2,5 километра. По ней дети с удовольствием проводят экскурсии.
Нельзя забывать и о таком важном элементе экологического воспитания, как участие в благоустройстве и озеленении пришкольной территории. Настоящим ботаническим садом назвала территорию Тальской средней школы Логойского района Зоя Новикова. Благоустройство, уют, оригинальные дизайнерские решения — изюминка этого учебного заведения. В школе даже провели опыт по интродукции растений Крыма, и он удался. У тальских школьников есть не только дендропарк, сад с лекарственными растениями, зимний сад, но и любимое всеми животное-талисман — обезьянка Груша.
Большие дела начинаются с малых
Своими наработками поделился и руководитель кружка “Биоразнообразие” Минской районной базы юных туристов “Ветразь” Руслан Шайкин, занявший третье место на конкурсе “Внешкольник года”. Лучший способ работы с детьми, считает он, — проекты, направленные на решение местных экологических проблем природы, а не теоретические рассуждения о глобальных экологических проблемах. Начинать работу Руслан Валентинович советует с обследования природных комплексов, находящихся в окрестностях школы. Это могут быть небольшие древесно-кустарниковые насаждения, участки реки, озеро, парк. Затем определяются основные экологические проблемы региона. Далее составляется план или программа действий. Большую пользу принесут общение и консультации с людьми, которые успешно занимались природоохранными проектами, в том числе со специалистами районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Руслан Шайкин привел пример уже реализованного его воспитанниками проекта. Традиционно в экологических кружках изготавливаются однотипные домики для птиц, это, как правило, скворечники или в лучшем случае синичники. Зачастую однотипные домики создают возможность для заселения их ограниченным количеством видов птиц. Однако члены кружка “Биоразнообразие” разработали схему изготовления и развешивания разнообразных по конструкции домиков. Это создало условия для обитания различных видов птиц. Раньше возле школы гнездились только скворцы и большие синицы. После проведенной работы уже в этом году были замечены обыкновенные горихвостки, мухоловки-пеструшки, лазоревки, белые трясогузки. Таким образом, школьники были заняты не только теоретическими рассуждениями о проблемах окружающей среды, но и внесли свой личный практический вклад в поддержку птиц.

Подводя итоги педагогических чтений, Зоя Новикова отметила, что все их участники — необыкновенные люди, неравнодушные к экологическому воспитанию и в каждом районе Минщины есть учреждения образования, которые могут издать методические пособия с оригинальными наработками и поделиться опытом с другими.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter