Грета Тунберг.
И вот по всему миру дети с уроков выходят на улицы. Ведь «с усилением климатического кризиса получение образования становится бессмысленным». Им, детям, безусловно, есть с чем сравнить. Их, детей, в этом поддерживают многие взрослые дяди и тети. Не направляют, не финансируют, не обеспечивают — упаси боже, нет. Дети все делают сами. Просто рядом с ними всегда журналисты и активисты. А также президенты и канцлеры со словами одобрения. У которых других слов, по большому счету, нет: выступи против — заплюют. Те самые журналисты и активисты.
Фактически мы можем наблюдать уже отработанную технологию. Которая позволяет быстро «слепить кумира». Продвинуть в молодежную среду — активную, восторженную, но неопытную и наивную. И вывести школьников на улицы от Швеции до Австралии. С целями, которые совсем необязательно будут конструктивными, — с любыми.
Во времена моего детства можно было выбирать, за кого ты: за Владимира Буковского или за Анджелу Дэвис. И многие выбирали. Сейчас, в пору мирового расцвета демократии и глобального подключения человечества к интернету, как-то так получилось, что ты можешь быть или за Грету Тунберг, или против нее же. Но тогда будь незаметен, а не то отхватишь от мирового сообщества. От интернет-тусовки — в первую очередь. Иначе говоря, выбора, по сути, не стало: говори «затунберг» или молчи.
Так оно выстроено, современное информационное пространство. Сознательно выстроено. Потому полагаю: наших детей надо учить думать самостоятельно любыми способами. Вплоть до возвращения бурсачьих розог, если потребуется. Ведь только умение думать самому, а не слушать каких-то дядей, дает некоторый иммунитет от всепроникающего информационного влияния. Весьма, надо признать, разнопланового и многофакторного.
Кстати говоря, система образования, выстроенная на идее узкой специализации, как раз и растит людей, неспособных критически оценить ничего из того, что выходит за рамки их компетенции. А развитие системного мышления при свободном выборе учебных предметов по силам лишь немногим. Поэтому у нашего теперешнего образования есть неочевидные, но фундаментальные, на мой взгляд, преимущества. Которые не надо бы нам самим же и растерять.
Существование двух точек зрения по многим глобальным вопросам когда-то облегчало становление индивидуального мыслительного процесса. Сейчас задача усложнилась. Подозреваю, что кумиры вроде Греты будут появляться регулярно — ну раз оно работает по всему миру, чего ж не повторить. Поэтому учить думать необходимо. Это очень важно в деле защиты детей. Либо наши дети будут слушать нас, чего родителям и учителям хотелось бы во все времена. Либо самостоятельно и хоть как-то при этом осмысленно формировать собственный взгляд на мир. Либо их поведут из школ на улицы какие-то дяди.
И тут не успеешь оглянуться — а твой ребенок уже отбывает срок в Польше. Или бегает где-то по Украине, прячется. Берегите детей! Уж простите, накипело...
mukovoz@sb.by