В агрогородке Повитье две Натальи Тетерук участвуют в проекте «Учитель для Беларуси»

Учись учить

С 1 сентября 9 педагогов стали участниками необычного проекта «Учитель для Беларуси», который запустили Мин­образования и БПС-Сбербанк. В течение двух лет эти учителя получат методическую и финансовую поддержку, а главное условие — воплотить в жизнь яркие проекты в сельских школах. Из 60 претендентов отобрали самых лучших, а партнерами программы стали 5 школ: 4 в Минской области и одна в Брестской. Причем история Повитьевского детского сада — средней школы Кобринского района особенная: сюда не ехали учителя-энтузиасты, как было изначально задумано в эксперименте, наоборот — в проект учебное заведение пришло вслед за своими активными педагогами Натальей Тетерук и… Натальей Тетерук. «У нас мужья — родные братья», — улыбаются учительницы-тезки, на занятия к которым заглянули корреспонденты «СБ. Беларусь сегодня».

Наталья Васильевна Тетерук — учитель белорусского языка и литературы.

Главная идея проекта «Учитель для Беларуси» — чтобы каждый ребенок в стране мог получить доступ к качественному школьному образованию. Свои анкеты прислали 60 педагогов, на очные туры пригласили 22 кандидата, в итоге к работе приступили 9 лучших. Летом они прошли месячный интенсив, где освоили современные подходы к педагогике и преподаванию, «прокачали» свои личные и лидерские качества и получили знания в проектном менеджменте. Сейчас участники проекта обучают более 1600 учеников не только при методической, но и материальной поддержке созданного банком фонда «Новая школа».

Инициатива приветствуется

…Наша маршрутка из райцентра больше часа пробирается в утренней темноте, по дороге подсаживаются пассажиры, которые переговариваются на смеси белорусского, русского и украинского («по-повитьевски», как нам объяснят позже), а на очередной остановке в салон заглядывают пограничники — проверка документов. До границы с Украиной всего ничего, поэтому пас­порт у местных всегда с собой, идешь ты на работу или в лес за грибами. Уже начинает светать, когда водитель маршрутки показывает в сторону невероятной красоты небесно-голубой церкви, главной достопримечательности Повитья, — школа как раз за ней…

Александр Радкович.

— Если взять Кобринский район, то дальше нас уже некуда, — шутит директор школы Александр Радкович. — Мы на границе с Украиной, и у нас уникальные условия: в сельский Совет входит только Повитье, хозяйства тоже только наши, дети в школу ходят только из агрогородка, у нас нет подвоза — 159 школьников и 23 ребенка в садике. Мы такая небольшая административная единичка. И хочется привлечь внимание. Я сам окончил эту школу, двое моих детей — ее выпускники, еще двое — ученики. И по условиям проекта школа могла стать участником, если хотя бы два учителя заявляются и проходят отборочный тур. У нас таких педагогов было даже три, одному, к сожалению, немножечко не хватило…
В проект две Натальи пришли с совместной масштабной идеей — 28 марта провести в школе фестиваль книги «Читай-болтай».
В этом учебном году заезжие гости в школе Повитья не редкость. Сюда то и дело заглядывают методисты и кураторы проекта «Учитель для Беларуси». Его участницам — Наталье Васильевне Тетерук, учительнице белорусского языка и литературы, и Наталье Ивановне Тетерук, педагогу начальной школы, — к такому вниманию не привыкать. Их дружбе уже лет 20, понимают друг друга с полуслова и в необычный проект тоже пришли с совместной масштабной идеей — 28 марта провести в школе фестиваль книги «Читай-болтай».

Наталья Васильевна отвечает в проекте за фантазию и творчество...

— На фестивале у нас будут работать несколько площадок, где смогут участвовать как малыши, так и дети старшего возраста, — рассказывает Наталья Ивановна. — Планируем и мастер-классы, чтобы каждый ребенок смог найти что-то интересное для себя.

— А еще будет автограф-сессия с белорусскими писателями, — дополняет Наталья Васильевна. — Например, приглашаем Валерия Гапеева, которого дети очень любят. На белорусском и русском языках будут работать театральная площадка и стендап. Самое главное, все организовывают наши ученики: сами находят, кто им интересен, сами приглашают. А мы просто координаторы их действий.

...а Наталья Ивановна за более приземленный подход к делу.

Самыми активными в проекте оказались 7 — 11-е классы, они и вошли в совет фестиваля, который исправно собирается каждую среду. Сверяют, что сделано за неделю, и строят планы на следующую. Без споров не обходится, говорит Наталья Ивановна:

— Мы прислушиваемся и даем советы, но стараемся сильно не вмешиваться. Не говорим категоричное «нет», если что-то не нравится. Все обсуждаем, чтобы дети сами увидели плюсы и минусы.

Начнем с буккроссинга

Наталья Васильевна в детстве не мечтала стать учительницей. Родилась в Санкт-Петербурге, но в школу пошла уже в БССР. Олимпиадница по белорусскому языку, все же собиралась поступать на переводчика с французского. Жизнь предложила свой сценарий.



 — Ни капельки не жалею, что стала учительницей. И если бы сейчас начать сначала, ничего бы не меняла. Мне нравится узнавать новое. Про «Учитель для Беларуси» услышала от родственницы, которая сказала: «Это точно для тебя». Одному сделать масштабный проект сложно, а мы прекрасно друг друга дополняем: я больше отвечаю за фантазию и творчество, Наталья Ивановна — более структурированный человек, возвращает меня с небес на землю.

Почему проект связан с литературой? Педагоги признаются: замечают более других, что дети читают все меньше:

— Интерес к чтению мы стараемся привить на уроках, но нам важно показать детям, что книга — не просто бумага. Это что-то более интересное, с ее помощью можно столько всего сделать и нафантазировать.

Важным шагом на пути к проекту стали уголки буккроссинга в школе: один — для старшеклассников, второй — для малышей. И пока 10-клас­сники разбирают поэму Максима Танка «Люцыян Таполя», мы внимательно изучаем, что предлагает буккроссинг-полка. «Мая мiлая ведзьма» Гапеева, «Подых навальнiцы» Мележа, «Палеская мадонна» Шамякина… Кроме белорусских классиков, есть и современные авторы, скажем по управлению проектами.


  — Самые интересные книги разбирают быстро, — уточняет Наталья Васильевна. — Где-то ходит «Дзённiк» Горвата, две книги минской писательницы Софии Ворсы.

Любовь к книгам — с начальной школы

Наталью Ивановну можно назвать местной. Родилась она в Кобринском районе, детство прошло в соседней деревне Дивин (теперь это крупный агрогородок в 15 километрах от Повитья).

— У меня была очень хорошая учительница начальных классов Вера Макаровна Бельская, уже в возрасте, но очень добрая. Я смотрела на нее и думала: «Как же здорово так работать с детками!» Она в первую очередь повлияла на мой выбор.


У Натальи Ивановны самый большой класс в школе — 19 учеников-третьеклассников. Она тоже исподволь подталкивает их к чтению. Сейчас в рекомендациях на красочных стендах — литература на экологическую тематику. Тут и «Хто жыве на дне ракi?» Ходановича, и «Як кот грыбы збiраў» Василевской, и «Выратаванне ластаўкi» Пригодича. А в холле — буккроссинг-полка для младшеклассников, которая даже популярнее той, что для старших классов.

— Мы специально сюда отбирали книги, где немного текста, но много красивых картинок. Детям такие очень нравятся. У нас некоторые малыши даже просят, если осталось время на уроке, сходить к полке и взять какую-нибудь книжку.


Позже директор нам расскажет: две Натальи приехали в Повитье отрабатывать распределение, а в итоге остались, успели поучить детей друг друга и постоянно пробуют себя в новых проектах. Трудностями их не испугаешь. Вот и сейчас, помимо подготовки к масштабному фестивалю, развернули серьезную работу: планируют литературные вечера, в канун праздников несколько третьеклашек писали для российского конкурса сказки, а старшеклассники вызвались провести мастер-классы для малышей по красивым закладкам и декупажу обложек старых книг.

pasiyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter