Учись, школьник, студентом станешь…

В эти дни на базе ряда учреждений образования страны проходит очередной раунд репетиционного тестирования. Хотя до вступительных испытаний еще около полугода, самое время определить пробелы в знаниях, подтянуться и взглянуть на экзамены изнутри

В эти дни на базе ряда учреждений образования страны проходит очередной раунд репетиционного тестирования. Хотя до вступительных испытаний еще около полугода, самое время определить пробелы в знаниях, подтянуться и взглянуть на экзамены изнутри. 

Размышляя о тестировании, по-хорошему завидую сегодняшним абитуриентам. Зарегистрировался, пришел на экзамен, заполнил бланк ответа и… Главное, уложиться в отведенное время. Конечно, ответственность момента ощущается. Как же без нее? Но никаких тебе каверзных дополнительных вопросиков, никаких суровых взглядов из-под очков. Вместо трех, возможно, совсем неожиданных вопросов – 25—60 заданий в тесте, охватывающих всю учебную программу (есть шанс вспомнить хотя бы что-то). Работа оценивается беспристрастной машиной. 

Собственный вступительный опыт (так случилось, что поступила я не сразу, но в один год) я до сих пор вспоминаю с содроганием. Сначала на выпускных (они же вступительные) экзаменах в лицее БГУ я набрала 13 баллов (с ними тогда можно было попасть только на заочное филфака), а потом в общем потоке — заветные 15. Чего мне это стоило? Конечно, труда и… морального напряжения. Поскольку, как известно, от настроя экзаменатора зависит многое. А он ведь всего лишь человек… 

Уверена, отыщется тот, кто вступит со мной в дискуссию и скажет: не было и нет ничего лучше, чем прежняя вступительная кампания, и выскажется неодобрительно по поводу тестирования. Что ж, сколько людей — столько и мнений. Кроме того, все новое всегда воспринималось и будет восприниматься неоднозначно. 

И все же специалисты в один голос говорят: преимущества тестирования оценили многие. В первую очередь его прозрачность и отсутствие субъективизма. Говорит о плюсах тестирования и статистика. «Число сельчан с введением тестирования, — отмечает министр образования Александр Радьков, — стало больше на 5 %! Это те способные ребята, которые прежде по каким-то причинам не могли пробиться». 

Но нельзя сказать, что с введением новой формы проверки знаний не связывался ряд опасений. Некоторые преподаватели, например, были убеждены: ребята разучатся говорить. Этого не случилось. Но негатив все же был. «Негативные моменты выявились, — отметил Александр Радьков на международной научной конференции «Моделирование и параметризация педагогических тестов», — когда экзамен за школу и вуз был совмещенным. Например, математиков переставали учить оформлению решения задач. Тогда мы нашли оптимальную форму, когда нужно и устное, и письменное изложение мысли. Ребята сдают три выпускных экзамена, один из которых в устной форме. А чтобы закрепить эти позиции, при поступлении мы учитываем средний балл аттестата абитуриентов». 

Путь к современной системе тестирования был непростым. Экзамены в несколько этапов (альтернативное платное и бюджетное тестирование) сменило единое ЦТ. Причины тому были веские: платное тестирование, которое проводилось в первые весенние месяцы, отрывало старшеклассников от учебы, оценки в аттестате на возможность поступления фактически не влияли, а значит, престиж школы падал. 

Большая работа проводилась и ведется над уровнем сложности заданий. Эта величина хотя и весьма относительная, но и по сей день вызывает массу нареканий. Поспорить с ними сложно, но можно. Вот, например, достаточно веский аргумент: система тестирования позволяет составить рейтинг всех, в том числе самых сильных абитуриентов, по уровню подготовки. Суть именно в этом, а сложные задания одинаково сложны для всех абитуриентов, поскольку они – в равных условиях. 

Конечно, получить заветные сто баллов престижно. Но мало кто понимает, что большое количество стобалльников на ЦТ – нонсенс. «Классическая тестология, — комментирует начальник управления по разработке и сертификации тестов Республиканского института контроля знаний Ядвига Безкоровайная, — предлагает при определении времени ограничивать его так, чтобы не больше 5 % испытуемых успели окончить проработку всего теста. Большое количество стобалльников создает трудности в приемных комиссиях». 

В мировой практике, по словам Ядвиги Станиславовны, результаты в 40—60 баллов свидетельствуют о нормальном составлении тестов. Впрочем, сотрудники РИКЗ к своей работе относятся вполне критично. Анализируя вступительную кампанию этого года, Ядвига Безкоровайная отмечает: то, что уровень баллов, набранных в этом году по математике и физике, упал, говорит не только о необходимости коррекции теста, но и об уровне подготовки абитуриентов. И все же, по ее мнению, легкие задания создают лишь видимость знаний. А этого недостаточно для поступления в вуз. 

Средний конкурс по стране в этом году, несмотря на то, что в некоторые вузы он был достаточно велик (самый высокий показатель зафиксирован в Белорусском государственном экономическом университете — 4,3 человека на место, бюджет), не изменился и составил около 3 человек. «Это означает, — говорит Александр Радьков, — что у нас трехкратный запас желающих». 

А что если тестовые задания вдруг станут проще? Яркий пример – нынешняя вступительная кампания, в которой нарекания по сложности были учтены, планка тестов снизилась и... В итоге средний проходной балл с 240 (в прошлом году) вырос до 340. Например, в БГУ в этом году на специальность «международное право» было подано 165 заявлений при наличии 15 бюджетных мест, проходной балл составил 355. Да, абитуриенты подтвердили школьный уровень подготовки. А дальше появились новые обиды: набрать серьезное количество баллов и не пройти по конкурсу?! 

«Тестирование – вероятностный процесс, — такое мнение на упомянутой научной конференции высказал заведующий кафедрой высшей математики Московского государственного университета геодезии и картографии Юрий Нейман. – Даже имея блестящие знания, можно ошибиться». Впрочем, известны и противоположные случаи. Все они анализируются и учитываются, система тестирования совершенствуется. Есть даже целые исследования относительно того, что влияет на тот уровень знаний, который показывают на тестировании абитуриенты. Конечно, на результате сказываются их волнение, невнимательность, а иногда и чрезмерная осторожность. 

И все же есть один надежный способ сдать экзамены: быть хорошо подготовленным. Так что учись, школьник, студентом станешь… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter