Источник: Знамя юности
Знамя юности

Как правильно планировать жизнь, чтобы она стала более продуктивной и комфортной

Учимся планировать время

Время – обманчиво бесконечный, но невосполнимый ресурс. Пара потраченных впустую часов ежедневно оборачивается упущенной возможностью выучить иностранный язык или сблизиться с интересными людьми.

Как правильно планировать жизнь, чтобы она стала более продуктивной и комфортной?

Зачем нужен план

Тайм-менеджмент сегодня – одна из самых востребованных наук, и неспроста. Жизнь ставит перед нами все больше задач, и чтобы успевать все, нужно уметь правильно распределять дела. В большинстве случаев люди прибегают к органайзерам, записным книжкам и разнообразным напоминалкам. Но человек не робот, механическое следование плану порой не только приедается, но и начинает вызывать отторжение. Так как же тогда планировать жизнь? Вот несколько советов.

1. Мотивируйте себя. Прежде чем начать что-либо делать, ответьте на вопрос, зачем вам это нужно, какого результата ожидаете. Зная, что именно принесет выполнение того или иного плана, вам будет легче к нему приступить. Надо понимать, что основанием делать или не делать что-то может быть как польза, так и удовольствие. Человеку нужно не просто выполнять обязанности и проявлять чудеса продуктивности, но и отдыхать, развлекаться, наслаждаться жизнью. Поэтому, если вдруг вы почувствовали, что мотивация не работает, не спешите искать для себя ежовые рукавицы. Дело не в том, что мотивы не­достаточно важные, – вам пора потратить больше времени на восстановление сил.

2. Разделяйте и выполняйте. Секрет всех, кто успешно достигает больших целей, в том, что они не стремятся объять необъятное. Это называется «декомпозиция» – разделение значительной задачи на несколько маленьких, достижимых в обозримый промежуток времени.

Люди любят ставить большие цели – похудеть, выучить язык, стать врачом. Но наша сила воли парализуется, если огорошить ее чем-то огромным и глобальным. Поэтому разделяйте большую цель на маленькие, легко исполнимые, ставьте сроки и придерживайтесь их.

3. Стремитесь к конкретности во всем. Сравните две цели:

• выучить английский;

• к осени овладеть языком на уровне Intermediate.

Первая недостижима, потому что совершенно непонятно, что под ней подразумевается. Научиться спрашивать: «Который час?» Суметь перевести на слух зарубежные сериалы? А вот вторая вполне понятна и конкретна. Для проверки уровня знаний существуют тесты, они позволят контролировать, насколько близки вы к желаемому результату.

На этом примере легко понять, как важно ставить конкретные цели. Для них применима количественная оценка вашего роста.

Второй серьезный момент – временные рамки. Они держат в тонусе, задают определенный ритм. Важно не просто точно сформулировать задачу, но и ограничить ее выполнение реальным сроком.

4. Берите паузы. Существует метод Pomodoro, название которого пошло от кухонного таймера, выполненного в форме помидора. На нем можно было установить определенное время, когда раздавался звонок. Суть метода в том, чтобы чередовать периоды отдыха и концентрации на выполнении работы. Например, вы напряженно трудитесь 25 минут, а потом пять минут отдыхаете, или работаете 45 минут и берете перерыв на 15 минут.

Периоды работы и отдыха зависят от вашего личного ритма, но важно, чтобы они чередовались. Научно подтверждено: непрерывный напряженный труд снижает эффективность, приводит к утомляемости, уменьшает концентрацию и внимательность.

5. боритесь с прокрастинацией. Доказано, что игры в телефоне или случайная книга становятся в сотни раз интереснее, если они попались на глаза во время срочной работы. Но и это можно использовать себе во благо. Оторвитесь от дела, посидите в сети, найдите интересный сериал – и отложите телефон. Просмотр желанных серий будет наградой за то, что вы выполните все, что собирались. И чем быстрее сделаете, тем раньше насладитесь отдыхом.

У этого метода есть и недостатки, схожие с недостатком любой диеты, – стоит на секунду потерять бдительность, и вот вы уже не можете остановиться и «глотаете» ролик за роликом, не в силах вернуться к работе. Прислушайтесь к себе. Дело может быть не в вашей лени и бе­зответственности, а в переутомлении и перегруженности. Иногда прокрастинация (склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел. – Прим. «ЗН») сигнализирует о том, что пора отложить дела и заняться собой.

Сложно или невозможно

Бывает так, что и время распланировано, и цели расставлены, а результата нет. В чем причина? Возможно, вы поставили себе заведомо невыполнимую задачу. Испытывая себя на прочность, вы не добьетесь ничего, кроме нервного срыва. Поэтому соотносите цели с возможностями. Ведь в конечном итоге все, что вы делаете, направлено на то, чтобы сделать вашу жизнь более счастливой. И драконовские методы тут не сработают, что ударит по вашей вере в себя и само­оценке. Как определить, выполнимо ли то, к чему стремитесь? Нужно про­анализировать мотивацию, возможности и потенциал. Хотите карьерного роста? Приготовьтесь к месяцам кропотливой работы. Не берите цель штурмом, а сделайте ее достижение частью повседневной жизни.

Боремся с мелочами

Кроме всего вышеперечисленного, важным условием достижения цели является умение правильно расставлять приоритеты. Проанализируйте свой день. Вы сделали множество мелких дел, но так вымотались к вечеру, что нет ни сил, ни времени на занятия спортом или заучивание английских слов. Нет смысла надеяться, что в один прекрасный момент исчезнут все ваши рутинные обязанности и освободится время, чтобы заняться чем-то важным. Ваша жизнь – это то, что есть здесь и сейчас, и нужно на­учиться руководить ею так, чтобы хватало ресурсов и на то, что нужно, и на то, чего хочется.

Несколько рекомендаций, как этого добиться.

• Классифицируйте задачи: в первую очередь выполняйте важные и срочные дела, затем – неважные, но срочные.

• Делегируйте полномочия: разделите домашние обязанности между домочадцами, не стесняйтесь перепоручить задание начальника менее загруженному коллеге.

• Самое трудоемкое делайте с утра: чем раньше освободитесь от того, что требует максимального расхода сил, тем легче пройдет оставшийся день.

• Совмещайте полезное с полезным: слушайте аудиокниги по дороге на работу, включите вместо музыки лекцию, пока заняты домашними делами.

ООО «ТН-СТОЛИЦА» (специально для «ЗН»), фото iStock.com/Gettyimages.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter