Учил самолеты летать

"Косберг сработал!" Говорят, именно эту фразу воскликнул Юрий Гагарин, когда включилась третья ступень ракеты-носителя "Восток".
"Косберг сработал!" Говорят, именно эту фразу воскликнул Юрий Гагарин, когда включилась третья ступень ракеты-носителя "Восток". Во всяком случае, такую легенду я впервые услышал в 1990 году на Байконуре. Для всех, кто готовил тот легендарный старт, она означала, что космический корабль с первым в мире человеком на борту выйдет на орбиту. Историческим фактом является встреча на следующий день первого космонавта и главного конструктора Семена Ариевича Косберга, которому Юрий Гагарин подарил газету "Волжская коммуна" за 13 апреля 1961 года с сообщением ТАСС о полете и своим портретом, сделав лаконичную надпись: "За третью ступень" и оставив на память один из первых автографов.

О жизни и деятельности соратника Сергея Павловича Королева, уроженца Слуцка Семена Ариевича Косберга, 100-летие со дня рождения которого мы будем отмечать 14 октября этого года, собираю материалы уже более 10 лет.

Он был четвертым ребенком (из семи) в семье кузнеца - старшим из братьев. После окончания школы (сохранилась фотография, где Косберг среди членов ученического комитета 1-й семилетки Слуцка) Семен поступил в коммерческое училище. Но торговца из него не получилось: работа в кузнице, унаследованная от отца любовь к технике привели 17-летнего юношу в Петроград, где его приняли на прядильно-ниточную фабрику слесарем. Рабфак, служба в армии, учеба в Ленинградском политехническом институте, защита диплома в знаменитом Московском авиационном институте, куда его перевели как студента, "склонного к исследовательской и конструкторской работе".

В Центральном институте авиационного моторостроения (куда Косберг получил распределение) его ценили не только за светлый ум, но и за золотые руки. Случалось так, что рабочие не могли освоить сложную деталь и тогда молодой инженер сам становился к станку. Казалось, он может делать все.

В 1938 году экспериментальная группа под руководством Косберга создает авиационный насос непосредственного впрыска с характеристиками, превосходившими зарубежные аналоги. В 38 лет он становится главным конструктором. Война выявила в Косберге еще одно немаловажное качество - организатора производства. Его ОКБ эвакуировали из осажденной Москвы под Новосибирск. Там почти на голом месте за несколько месяцев было налажено серийное производство агрегатов непосредственного впрыска для авиадвигателей А.Д.Швецова. Это позволило истребителям Ла-5 (конструкции С.А.Лавочкина) заметно увеличить скорость и успешно бороться с немецким "Фокке-Вульф-190". Моторы, оснащенные системами Косберга, значительно улучшили и летно-технические характеристики пикирующих бомбардировщиков А.Н.Туполева. За героическую работу в тылу Семен Ариевич получил два боевых ордена - Красной Звезды и Отечественной войны I степени.

В конце 1946 года ОКБ-154 Косберга перебазировалось в Воронеж. Работали над созданием вспомогательных реактивных двигателей для истребителей А.И.Микояна и А.С.Яковлева, опытных самолетов П.О.Сухого. Не за горами были полеты за пределы атмосферы.

...Впервые они встретились 10 февраля 1958 года и долго говорили, как старые знакомые. В итоге главный конструктор Сергей Павлович Королев предложил главному конструктору Семену Ариевичу Косбергу работать вместе: ОКБ-154 будет делать двигатели для ракетно-космических систем, проектируемых в ОКБ-1. Началась совместная работа двух творцов принципиально новой техники. Впрочем, "работа" - не то слово. Это было творчество двух великих ученых, инженеров, конструкторов, умноженное на безграничную преданность своему делу.

Уже через 9 месяцев в ОКБ Косберга создается первый в мире кислородно-керосиновый жидкостно-реактивный двигатель (ЖРД) третьей ступени ракеты, предназначенный для использования в условиях космического пространства. Он имел тягу 5 тонн и мог разогнать аппарат до невиданной ранее второй (11,2 километра в секунду) скорости. С помощью таких двигателей в 1959 - 1962 годах впервые в истории осуществлялись запуски автоматических межпланетных станций (АМС) в сторону Луны, Венеры и Марса. За эту работу Семену Ариевичу в 1959 году была присуждена степень доктора технических наук.

Но главной разработкой ОКБ Косберга стало создание кислородно-керосинового ЖРД-0109 для третьей ступени ракеты-носителя "Восток", которая обеспечила выход на орбиту всех первых советских космических кораблей. Наградой Семену Ариевичу за этот труд стала Ленинская премия. В секретном указе Президиума Верховного Совета СССР, подписанном сразу после полета Юрия Гагарина, в числе удостоенных звания Героя Социалистического Труда был и Косберг.

Следующая приоритетная разработка ОКБ-154 - создание четырехкамерных двигателей тягой до 20 тонн. Аналоги его, установленные на ракетах-носителях "Союз", до сих пор (!) работают на российскую и международные космические программы и считаются одними из самых надежных в мире.

А ведь были еще и двигатели для военных межконтинентальных баллистических ракет (МБР) Р-9 и Р-9А, которые находились на вооружении Советской Армии более 20 лет!

В начале 60-х годов Семен Ариевич Косберг сотрудничает с главным конструктором Владимиром Николаевичем Челомеем. Совместная работа завершилась созданием уникальных двигателей для второй и третьей ступеней ракеты-носителя "Протон".

Один из соратников Королева Борис Евсеевич Черток (Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии), с которым автору посчастливилось общаться, так описывал Косберга: "Невысокого роста, плотный, но очень подвижный, быстро и выразительно жестикулирующий, всегда пребывавший в оптимистическом настроении, он с первой встречи понравился Сергею Павловичу".

...Жизнь Косберга трагически оборвалась в январе 1965 года в результате автомобильной катастрофы по пути из аэропорта в Воронеж. Как вспоминает Черток, "с тяжелыми травмами Семен Ариевич был доставлен в больницу. Сергею Павловичу доложили, что медики считают - жизнь Косберга вне опасности. Но вскоре его не стало. Королев был потрясен".

Конечно, на обледенелой дороге всякое бывает. Но почему о трагической смерти Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии, главного конструктора ракетно-космических двигателей ни строчкой не упомянули ни "Правда", ни "Известия", ни "Красная Звезда"?

С того времени прошло уже около 40 лет. Более чем достаточно на фоне "гласности" и "восстановления исторической справедливости", чтобы раскрыть все (или почти все) секреты. Да, имя и фотографии Семена Ариевича есть в нескольких энциклопедиях (включая белорусские), в книге В.П.Глушко "Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР", автобиографических произведениях М.Л.Галлая "С человеком на борту" и Б.Е.Чертока "Ракеты и люди". Но уже в книге "Сергей Павлович Королев. Ученый. Инженер. Человек", изданной комиссией по разработке научного наследия пионеров освоения космического пространства в 1986 и 1987 годах, в воспоминаниях М.Л.Галлая фамилия Косберга отсутствует. Во всех публикациях о Челомее и его "Протонах" также не упоминается создатель второй и третьей ступеней этого носителя. Почему лишь в одном издании по истории космонавтики (автору известны более тысячи) есть фотоснимок Семена Ариевича рядом с другими учеными, инженерами, конструкторами, космонавтами (его цветной оригинал находится у автора, а покойный Ярослав Голованов с благодарностью принял копию в подарок).

И сегодня на Байконуре или в Плесецке, в Центре управления полетами можно услышать радостное: "Косберг сработал!" А завтра кто-то впервые ступит на дно лунного кратера, названного в честь уроженца Слуцка Семена Ариевича Косберга, короткая жизнь которого была подобно пламени, вырывающемуся из созданных им двигателей.

Фото из архива автора.

На снимке (справа налево): космонавты Юрий Гагарин, Андриян Николаев, в белом плаще - С.А.Косберг. Крайний слева - С.П.Королев. Байконур, октябрь 1964 г.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter