Ученый совет

Президент вручил дипломы доктора наук и аттестаты профессора
Президент вручил дипломы доктора наук и аттестаты профессора

По традиции Александр Лукашенко встречается с учеными, которым за прошедший год были присвоены степень доктора наук и звание профессора. Всего в 2007 году в Беларуси стало больше на 53 доктора и 531 кандидата наук, на 63 профессора и 407 доцентов. Вчера же в резиденцию Президента были приглашены 25 человек, как выразился председатель Высшей аттестационной комиссии Анатолий Афанасьев, «это наши лучшие кадры». Были представлены специалисты в самых разных областях: медицина, экономика, техника, история, геология... Сама церемония с вступительным словом Александра Лукашенко и вручением дипломов и аттестатов заняла не более получаса, а затем Президент и ученые пообщались на темы, которые волнуют научное сообщество и страну в целом.

«В нынешнем году перед нами стоят очень напряженные и ответственные задачи. Нужно увеличить ВВП на 11 процентов, значительно улучшить эффективность производства, активнее внедрять инновации во всех отраслях народного хозяйства, — сказал Александр Лукашенко. — В условиях кардинального роста цен на энергоносители и другие ресурсы, конечно, обеспечить выполнение наших планов очень сложно. Поэтому мы особые надежды возлагаем на науку».

В сложные 90–е годы Беларуси удалось во многом сохранить свой научный потенциал, избежать катастрофической «утечки мозгов». Сегодня науке уделяется приоритетное значение, по мере возможности создаются благоприятные условия ученым. Здесь можно вспомнить недавний указ Президента о доплатах за степени и звания.

До начала мероприятия я попросил председателя Государственного комитета по науке и технологиям Владимира Матюшкова выразить в цифрах, какую поддержку государство сегодня оказывает науке. По его словам, в прошлом году на научную, научно–техническую и инновационную деятельность из бюджета были выделены средства, равные 0,37 процента ВВП. Вместе с другими источниками финансирование приближается к 1 проценту ВВП. Много это или мало? Например, мировой лидер по этому показателю — Швеция тратит на науку около 3 процентов ВВП. Беларусь ставит задачу стать в один ряд с самыми развитыми государствами. К 2010 году планируется выделять на науку 1,4 процента ВВП, а затем приближаться и к шведскому показателю.

По мнению Александра Лукашенко, государство, в свою очередь, вправе требовать отдачи. Необходимо, собственно, одно — чтобы научные труды, исследования, разработки, изобретения можно было применить на практике. «В первую очередь, — подчеркнул вчера Президент, — для научного решения проблем энергетики, информатики, медицины, биотехнологий».

Эту тенденцию развития белорусской науки можно было проследить уже при ознакомлении со списком участников вчерашней церемонии. Заведующему лабораторией электрофизики Физико–технического института НАН Игорю Поболю был вручен диплом доктора технических наук. Его метод сварки, уже применяемый в машиностроении, позволил в 10 раз увеличить прочность и на 50 процентов сократить расход материалов.

Доктор геолого–минералогических наук Валентин Астапенко во время общения с Президентом обратил внимание на то, что недра Беларуси изучены недостаточно. «С точки зрения геологии треть территории Беларуси представляет собой белое пятно, — сказал ученый. — Поэтому можно ожидать, что будут открыты новые месторождения полезных ископаемых». На что Президент отметил, что государство сегодня уделяет первостепенное значение этой деятельности. А председатель президиума Национальной академии наук Михаил Мясникович рассказал, что в этом направлении ведется активная работа и уже в этом году ожидается получение от ученых новой информации по залежам железной руды, по сырью для цементной промышленности и по минеральным водам.

Заместитель директора научно–исследовательского института ядерных проблем БГУ Александр Лобко коснулся актуального вопроса строительства в Беларуси атомной электростанции. Он считает, что в стране есть все возможности для подготовки высококлассных физиков–ядерщиков для работы на АЭС.

Затрагивались также такие важные темы, как изучение и преподавание истории, международные отношения и другие. Я бы назвал этот разговор настоящим мозговым штурмом...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter