С ученым-полиглотом обсуждаем психологическую гигиену, информационные пузыри и шаблоны для создания фейков

Ученый-полиглот Маргарита Фабрикант: «Если повседневность не нравится, ее надо улучшать, а не искать альтернативы»

Научные лекции она слушает во время уборки. В оригинале читает «Божественную комедию» Данте, впрочем, как и произведения Борхеса, Кафки, Верлена, Овидия. В ее арсенале девять языков, кандидатом наук стала в 34 года. Преподает математические методы в психологии и имеет славу требовательного наставника. Вместе с доцентом кафедры социальной и организационной психологии факультета философии и социальных наук БГУ Маргаритой Фабрикант говорим не только об увлечениях, но и обсуждаем фейки, доверие к интернет-информации и психологическую гигиену.


Учить иностранный без словаря

— Когда договаривалась на интервью, вы меня заинтриговали, сказав про связь с «СБ. Беларусь сегодня». Раскроете карты?

— Конечно. Мой прадедушка был тем человеком, который подписал самый первый номер «Советской Белоруссии», когда газету переименовали из «Рабочего».

— Неожиданно! Тогда не буду удивляться вашим способностям. Для читателей скажу — вы владеете семью иностранными языками, а также одним мертвым, одним искусственным и двумя языками программирования.

— Все верно (улыбается). В хронологическом порядке это выглядит так: английский, польский, сербский, немецкий, французский, испанский и итальянский. Мертвый — латынь, искусственный — валирийский из сериала «Игра престолов». На данный момент штудирую китайский, а в планах выучить санскрит. В детстве листала не только сказки, но и книги по теории языка: мама — лингвист. Нравится сам процесс изучения. У меня спрашивают: «Как тебе это удается?» При написании иероглифов в голове звучит музыка. Всегда разная — зависит от изображения письменного знака. Немецкий взялась учить на втором курсе, чтобы понять классиков психологии. Помню, шла в читальный зал и брала первые издания, порой продираясь через стилизованный готический шрифт. После был французский, который дался особенно тяжело. Думала пойду по накатанной. Немецкий похож на алгебру, когда по кирпичикам можно складывать слова. Мне давался хорошо, поскольку люблю логику, математику. Не зря преподаю дисциплины, связанные с количественными методами, помогаю социогуманитариям освоить математическую сторону психологии. Но к французскому пришлось искать другие подходы. 
Скажу одно: при чтении иностранной литературы никогда не пользуюсь двуязычным словарем. Незнакомое слово пытаюсь понять из контекста. Если заглядываю в словарь, то исключительно в толковый, причем на том же языке. А новый язык учу по учебнику, который написан на другом иностранном. Как пример — латынь подтягиваю по пособию на английском. 
Язык — не стихотворение. Выучил за один присест — и все. Им надо заниматься каждый день в системе. Даже когда прибираюсь, слушаю научные лекции на разных языках. Мой совет: начали процесс изучения — скорее переходите к чтению. И лучше берите литературу, связанную с вашей работой.

Жизнь не должна быть серой

— Не пора ли нам говорить о психологической гигиене в другом контексте, когда в психологию приходят люди без образования?

— Человек устроен сложно. Чтобы в этом механизме разобраться, краткосрочных курсов недостаточно. Если кому-то интересна эта область, почему не освоить ее на должном уровне? Не возникает такого желания — значит, хочешь заработать быстрые деньги или интеллектуально не тянешь.

— Одна консультация известного российского психолога стоит больше тысячи долларов, а чтобы пойти на тренинги прославленных коучей, люди берут кредиты. Блогеры без специального образования собирают огромные площадки почитателей, готовых платить деньги, чтобы прокачали их качества. Что движет людьми?

— Иногда человек хочет сходить к раскрученному психологу, чтобы полюбопытствовать, как оно там, сделать селфи, а потом выложить в сеть. И это вполне нормально. Но надо понимать, что разовая консультация не решит проблемы. На выходе будет селфи и пост. 
Если говорить о массовых встречах с известными коучами, то дело здесь не в энергетике личности, а в феноменах массового поведения. Никаких потрясающих индивидуальных особенностей у этих гуру нет. Но люди, пришедшие к ним, нуждаются в каком-то волшебнике, который снимет с них груз ответственности. 
Речь об эскапизме — желании уйти от своих проблем и почувствовать общий подъем. Видели кадры: люди на сеансах танцуют, поют, кричат. Но все это краткосрочная иллюзия. Потом человек возвращается в свою жизнь и испытывает ностальгию по тому радостному чувству. Кстати, это признак некачественной психологической услуги. Если повседневность не нравится, ее надо улучшать, а не искать альтернативы. Если нет объективных факторов (болезнь, уход за больным), то основная часть жизни не должна быть серой и неприятной.

Информационный пузырь может лопнуть

— Сейчас вы изучаете тематику доверия в интернете, принципы формирования авторитетности информации. Почему получается так, что наша оппозиция, читая с нами одни и те же источники, искренне верит, что живет в другой Беларуси, где плохо всё и все против?

— Если нам не нравится сосед, мы лишь в редком случае будем менять место жительства. Исключить же неприятную личность из френдленты легко, достаточно одного клика. 
В итоге в интернет-пространстве люди окружают себя теми, кто соответствует их картине мира, убеждениям, поддерживает их идентичность. По сути, они находятся в определенном информационном пузыре. Они действительно уверены, что мир состоит исключительно из единомышленников. 
Люди варятся в этой сфере. Иногда ее границы становятся проницаемы, это происходит, когда человек пытается найти новую информацию.

— Почему даже взрослые, осознанные люди легко ведутся на ложную информацию?

— Фейки — это материал, воздействующий на эмоцию. Фотография, текст — не так важно. Создатели фейков основываются на главном принципе функционирования психики — экономить ресурс. Воспринимать информацию в том виде, в котором она предоставлена, намного проще, чем выяснять по каждому фрагменту. Фактчекинг требует времени, сил, включения логики. Утром за чашкой кофе вы читаете, что в другом полушарии родился котенок с тремя головами. Будете ли вы проверять? Нет! Вам не нужно принимать каких-то решений, ваша жизнь не изменится. Но это безобидный пример. 
В интернете много кликбейтной рекламы о каких-то опасностях: гадалка предсказала конец света, взорвется атомная бомба, белорусы идут воевать… Речь об угрозе. Через некоторое время люди будут помнить эту информацию, но совершенно забудут, кто стал источником, на чем эти утверждения основывались и было ли у них обоснование.
— Какими психологическими уловками пользуются фейкометчики?

— Банальными! Например, повторение информации. С точки зрения формальной логики повторение не есть доказательство. Но когда уже в десятый раз ты видишь одну и ту же негативную информацию, а как правило, речь о репостах, разволнуется любой. Второй момент — создание иллюзии общеизвестности: «Всем известно…», «Как же вы не знали?» Прием используют как топорно, так вполне квалифицированно. Третий способ — привлечь экспертов. Есть реальная история, когда американский актер, сыгравший роль доктора, стал получать от фанатов вопросы медицинского характера. Поэтому огромное количество подписчиков — это не индикатор профессионализма блогера. В-четвертых, воздействие на эмоции. Фото с плачущим ребенком, беременной женщиной всегда найдет отклик. Людей надо учить информационной грамотности. Огонь несет опасность, но это не значит, что им нельзя пользоваться. Надо избегать думскроллинга — автоматического чтения новостей, особенно негативных. 
Не стоит смотреть ленту в виде фоновой активности. Это не вариант отдыха. Лучше не серфить в сети в субоптимальном состоянии, когда устали, только проснулись. В это время снижена способность к критической оценке информации. Обязательно анализировать материал: откуда я это взяла, где этот факт могу проверить.
— Образы западных политиков чаще всего продуманные: стиль, речь, интерьеры вокруг них. Почему это важно?

— Читали о предвыборных дебатах Кеннеди и Никсона? Телезрители восприняли победителем Джона Кеннеди, а слушатели радио посчитали, что выиграл Ричард Никсон. Хотя мы говорим об одних и тех же дебатах! Никсон был более опытный, содержательно лучше отвечал на вопросы. Кеннеди же выигрышнее смотрелся в кадре — держался уверенно, демонстрировал калифорнийский загар. Образ важен: не копировать готовые образцы, а подобрать то, что поможет отразить личность. И конечно, образ должен быть обращен к аудитории — транслировать не желание понравиться, а желание быть понятным.

azanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter