Ученью — свет

Каким быть Кодексу об образовании
Каким быть Кодексу об образовании

Чтобы разработать этот документ, понадобилось два года кропотливого труда. Чтобы получить принципиальное «добро» министров — почти полтора часа достаточно острых дискуссий. Иначе, наверное, и быть не могло: образование в нашей стране объявлено Президентом сферой приоритетной, поэтому новый всеобъемлющий законодательный акт призван стать настольной книгой не только для 2,2 млн. учащихся и 400 тысяч педагогов. Ведь речь идет в первую очередь о фундаменте для образования нового образца — инновационного, «образования через всю жизнь», которое даст творческий импульс как личности, так и государству в целом. Задача амбициозная, для постсоветского пространства — вообще уникальная, но в общем и целом с ней справиться, похоже, удалось.

На этапе разработки кодекса много говорилось о том, что до Беларуси на нечто подобное замахнулась только Франция, да и то в тамошнем Кодексе об образовании есть лишь общая часть. Мы же, по словам министра образования Александра Радькова, пошли дальше и глубже, детализировав все конкретные вопросы образования дошкольного и общего среднего, профессионального технического и среднего специального, высшего и послевузовского, специального, внешкольного и образования взрослых. Главное было — увязать в единый механизм все элементы, не упустив ни малейшей детали, ведь мелочей в этой сфере по определению не бывает. Скажем, болезненный вопрос — «добровольно–принудительная» помощь школе, насколько она оправданна? Никаких двояких мнений, замечает Александр Радьков, не может быть и по поводу злостных прогульщиков–студентов: «Одним из достоинств нашего учебного процесса, что, кстати, подчеркивают и иностранные выпускники, всегда была дисциплина. Пропустил студент лекцию или лабораторное занятие без уважительной причины — должен быть наказан. У всех вузов здесь должен быть один подход!» Ступенька за ступенькой, проблема за проблемой весь алгоритм «образования по–белорусски» прописан теперь на более чем 200 страницах, в 17 разделах, 63 главах и 288 статьях. Составными частями в кодекс вошли положения пяти законов и десятков правовых актов. Представляете, какой наукой раньше было для обычного человека ориентироваться во всем этом обилии бумаг, изменениях и дополнениях, поправках и уточнениях? Не правовое поле — настоящий набор пазлов!

Однако кодекс, по мнению его разработчиков, — это не просто систематизированная подшивка уже существующих законов. По задумке он закладывает стартовую площадку на годы вперед. Жаль, пока только на бумаге. Как скоро образование станет, как заявлено, «инновационным» — большой вопрос. «К сожалению, сегодня образование в вузах по–прежнему носит «поддерживающий» характер, то есть 90 процентов знаний студент получает от преподавателя и только 10 процентов добывает сам, — констатировал заместитель Премьер–министра Александр Косинец. — А должно быть наоборот: на две трети свой интеллектуальный багаж учащийся должен накапливать самостоятельно! Куда это годится, если в ведущих университетах страны лишь каждый пятый преподаватель работал в реальном секторе экономики, а остальные пришли на кафедру со студенческой скамьи? Если студент за все время обучения бывает на производстве 2 — 3 раза? Если в практику внедряется лишь 2 — 3 процента дипломных работ? О какой настоящей специализации, о каких инновациях в образовании может быть речь? Чтобы получать на выходе не просто диплом, а хорошего дипломированного специалиста, нужна, видимо, еще и государственная программа инновационного образования». Действительно, о чем говорить, если, увы, 68 процентов студентов в ходе недавнего опроса признали себя «инновационно невосприимчивыми», а значит, не готовыми двигать страну вперед. И вряд ли один, пусть даже самый цельный и ценный Кодекс об образовании легко переломит ситуацию. Надо коренным образом менять психологию преподавателей, нужны финансовые вливания... Но здесь тоже нет полной ясности. Есть, конечно, цель — к 2010 году финансирование отрасли увеличить до 10 процентов от ВВП, есть стремление поднять заработную плату педагогам до средней зарплаты в промышленности, а профессорско–преподавательскому составу — и того больше, однако удастся ли сделать желаемое действительным в срок — только время покажет. Ведь, по подсчетам Министерства труда и социальной защиты, столь резкое пополнение учительских кошельков обойдется стране ни много ни мало в 600 млрд. рублей за год! Заботит также Правительство судьба сельской школы. Как на ее базе создавать профильные классы по 20 человек, если на потоке часто всего–то 20 — 30 учащихся? Или реально ли ребенку из глубинки попасть в привилегированный лицей, гимназию? Да, в нынешнем году в Гродненский университет поступило вдвое больше сельских выпускников, чем в 2005–м, — прогресс очевиден. Но что это: отдельный радостный факт или закономерный результат работы всей системы?..

Так что проект Кодекса об образовании продолжает свое путешествие по высоким кабинетам. Неделя дана его разработчикам, чтобы уточнить формулировки и учесть замечания. Затем настанет очередь депутатов нижней палаты Парламента высказать свое мнение.

Кодекс об образовании закрепляет правила для школы

Классы открываются при наличии одного (!) и более учащихся. В классах с углубленным и повышенным изучением предметов, с профильным обучением, а также в начальной школе, 1 — 4–х классах должны учиться не более 20 учеников, в обычных классах — не более 25.

Для школьника дисциплинарная ответственность начинается с 11 лет. Самая жесткая мера — исключение из школы (скажем, в случае совершения уголовного правонарушения и др.). Однако до 10–го класса нельзя исключить за неуспеваемость.

Родители, которые раньше могли высказать учителю претензии по поводу той или иной методики, лишены права вмешиваться в учебный процесс. А вот воспитанием, пожалуйста, занимайтесь вместе с педагогом.

Педагог обязан вести здоровый образ жизни. В случае первого нарушения учителю могут объявить дисциплинарное взыскание, при повторном нарушении — просто не продлить контракт.

Платные услуги не могут оказываться взамен или в рамках образовательной деятельности, финансируемой государством. Идти на «дополнительное обучение» или нет — свободный выбор учащегося и его родителей, кроме того, платные услуги должны быть закреплены договором. Запрещено также «спускать» школам планы по внебюджетному зарабатыванию денег.

Острые углы проекта

Вопросы, которые вызвали в Правительстве споры:

Когда поднимать зарплату учителям и преподавателям?

Что входит в понятие «педагогическая деятельность»? Действительно ли ею занимается администрация школы (скажем, заместитель директора по хозяйственной части) или методист? И должны ли им полагаться 48 дней отпуска, как и тем, кто учит?

Гимназии и лицеи сегодня — это конкурс родителей или талантов? Есть ли от «супершкол» реальная, практическая отдача?

Даст ли количество законов, систематизированных в Кодексе об образовании, стране новое качество образования в конечном итоге?

Как сделать, чтобы наши университеты со временем стали такими же богатыми, как и на Западе?

Дает ли кодекс каждому право выбора образования, особенно на селе?

Ответственность вузов и школ: по мнению министров, она недостаточно прописана.

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter