Источник: Знамя юности
Знамя юности

Интересная работа, самореализация, личный вклад в науку. Социологи – о главных ценностях наших ученых

Ученые и их ценности

Ох уж эти ученые! Все хотят знать: с какой скоростью предметы падают вниз и почему планеты вращаются вокруг Солнца, в чем заключается принцип действия электромагнитной индукции и как передаются гены, какие материалы лучше всего подходят для наноэлектроники и чем грозит планете глобальное потепление. Но иногда объектом исследовательского интереса становятся сами ученые. Накануне Дня белорусской науки, который в этом году отмечается 30 января, мы пообщались с научным сотрудником Центра мониторинга миграции научных и научно-педагогических кадров Института социологии Национальной академии наук Беларуси Евгением Шухно. На основании своих исследований он составил ценностный портрет тех, кто выбрал в жизни нелегкую стезю изобретательства и открытий. Спойлер: в числе приоритетов – интересная работа, профессиональная самореализация и личный вклад в развитие науки.


– В центре изучается широкий спектр вопросов, связанных как с миграционными процессами в науке, так и с подготовкой научных кадров и научной деятельностью. Какова тематика ваших исследований?

– Действительно, сотрудники центра в мониторинговом режиме проводят анализ широкого круга вопросов. К числу приоритетных относятся выявление и анализ основных тенденций динамики численности молодых ученых, процесса их закрепления в научных организациях страны. Изучение динамики их профессионального роста, мотивов научной и инновационной деятельности, основных факторов, влияющих на повышение их творческого потенциала и роста научной квалификации. Сотрудники центра осуществляют разработку прогнозов изменения численности молодых ученых с учетом их научной специализации, демографических, квалификационных и других характеристик. В рамках своего диссертационного исследования я занимаюсь изучением организационной культуры научных учреждений, анализом ее роли как фактора повышения эффективности их деятельности, изучаю ценности, нормы и традиции, существующие в научных коллективах.

– Итак, что же современные ученые называют самым важным? 

– Я рассматривал ценности в трех измерениях: базовые, трудовые и профессиональные. Базовые, или терминальные, ценности – это то, что важно для человека в жизни, объекты, которые он определяет в качестве значимых для себя. Согласно анкетному опросу, проведенному в декабре 2018 – марте 2019 года, среди 670 исследователей, работающих в Национальной академии наук Беларуси (ошибка выборки – ± 3,6 процента при уровне значимости 0,05), важнейшей ценностью ученых белорусской академической науки является здоровье (72,2 процента) – так же, как и для жителей страны в целом. Далее следуют интересная работа, профессия (62,5 процента), семья (61,7), дети (47,1) и самореализация (46,9).

Трудовые ценности научных работников научных организаций НАН Беларуси (%, по выборке в целом)

– Мне часто приходится общаться с молодыми учеными, и мы рассуждаем о том, что движет человеком, который каждый день приходит в лабораторию: жажда открытий, потребность в мировом признании или же деньги. Что показывают результаты ваших исследований? Каковы приоритеты наших ученых в профессиональной сфере?

– На первом месте среди трудовых ценностей ученых – интересная работа. Такой вариант ответа назвали 80,2 процента респондентов. На втором месте – хороший коллектив (69,9), на третьем – комфортные условия труда (49,3). Возможность обучения, повышения квалификации считают главным 48,4 процента исследователей. При этом высокую зарплату во главу угла поставили только 42,7 процента опрошенных. В собственно научной работе ученым Академии наук больше всего важны творческая научная самореализация (60,5 процента) и личный вклад в развитие науки (43,8).

– Давайте вспомним знаменитое изречение Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже». Смысл его в том, что в стремлении к истине ученый не должен считаться ни со своими симпатиями и антипатиями, ни с какими бы то ни было иными обстоятельствами. Каких норм в своей работе придерживаются сотрудники Академии наук? 

– Американский социолог Роберт Кинг Мертон в 1940-х годах ввел понятие «этос науки». Это комплекс ценностей и норм, которым следуют все ученые. В нашем исследовании мы оценивали, насколько наши академические ученые согласны с этими правилами. Их, к слову, четыре: коллективизм, универсализм, бескорыстие и организованный скептицизм. Абсолютное большинство (более 90 процентов) опрошенных согласны с нормой универсализма, которая предполагает, что «оценка научного результата должна основываться на внеперсональном критерии, без предубеждений по отношению к этнической, расовой принадлежности ученого, его полу, научной репутации, отнесенности к научной школе» и с нормой организованного скептицизма: «ученые обязаны быть критичными не только по отношению к работе других, но и к собственной работе». Практически три четверти респондентов поддерживают принцип коллективизма: «результаты исследований не должны утаиваться от других ученых, их необходимо публиковать в полном объеме как можно быстрее». Две трети респондентов, выбрав норму бескорыстия, считают, что «ученые должны быть эмоционально отстранены от своей области изучения и заниматься поиском истины без каких-либо изначальных предубеждений».

– Один из пунктов опроса касается «профессиональной идентичности». Что это такое?

– Организационная и профессиональная идентичности – это важные показатели адаптации к трудовому коллективу и профессии, включенности в трудовую деятельность, а значит, и факторы ее эффективности. В наибольшей мере белорусские академические ученые идентифицируют себя с коллективом первичного структурного подразделения, коллективом института и белорусским научным сообществом. С коллективом Национальной академии наук Беларуси в целом отождествляет себя доминирующее большинство опрошенных. К международному сообществу ученых по своему научному направлению ощущают причастность менее половины респондентов. И только каждый четвертый относит себя к мировому научному сообществу.

– Какова судьба социологических исследований, которые проводите вы, а также сотрудники Центра мониторинга миграции научных и научно-педагогических кадров Института социологии НАН Беларуси? 

– Один из основоположников социологии Огюст Конт так сформулировал ее роль: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы управлять». Это в полной мере относится и к такой отрасли, как социология науки. Результаты социологических исследований используют в своей работе как руководители отдельных научных организаций, так и Национальной академии наук Беларуси в целом. Они помогают прогнозировать развитие отрасли, совершенствовать систему мотивации и управления кадрами. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter