Ученья свет

Сегодня на один компьютер приходится в классах 22 учащихся...

Отправляя первоклассника в школу, родители придирчиво выбирают ранец, который поможет ему в нелегком труде перетаскивания килограммов знаний из дома в школу и обратно. Это не только тяжело физически, но и архаично, уверены эксперты. И ставят вопрос даже не об оцифрованных учебниках, а об электронном планшете — легком, плоском и тонком компьютере с сенсорным экраном. Такую альтернативу учебникам на бумажном носителе предлагает Министерство образования, основываясь на опыте Сингапура и Южной Кореи.


— Один планшет позволяет «закачать» в него тексты всех учебников для общеобразовательной школы, — приводит доводы в пользу новинки первый заместитель министра образования Александр Жук. — Для учащихся, думаю, это очень удобно: во–первых, не придется таскать учебники, а во–вторых, можно будет в любой момент открыть и освежить свои знания по любому предмету за любой класс. В масштабах же страны отпадет необходимость ежегодно тратить более 20 миллиардов рублей на переиздание школьной учебной литературы. С другой стороны, электронные версии учебников позволяют их оперативно обновлять. А изготовление такого электронного продукта вполне нам по силам. Разработку элементной базы может взять на себя «Интеграл», а сам программный продукт способны разработать БГУИР, БГУ и другие вузы, которые этим занимаются. Проект актуален: потребность страны — не менее 1 миллиона планшетов только для школьников. С учетом таких подходов стоимость может быть вполне приемлемой для семьи. Сегодня некоторые из планшетов стоят 200 долларов. Для начала стоит запустить пилотный проект в одном из регионов страны. Соответствующие поручения мы подписали.


Представьте только эту картину: ребята бегут в школу без ранца и недоумевают — и как это носили по 5 кг за спиной? Да уж, учебникам пришла пора выглядеть совсем по–другому. Электронный планшет — это обновленная информация плюс разнообразные опции. Его можно читать, как книжку, можно писать на нем, как на бумаге. Клавиатуры обычно нет из экономии места, она экранная. Расчет такой: «учебник» дает 20 процентов информации, а остальные 80 надо быстро отыскивать в других местах, в поисковых системах. Ведь знания надо не заучивать, а искать! Тогда они прочнее и запоминаются, и усваиваются. Именно для этого нужны электронные устройства. В общем, идея вполне даже в духе времени, и в качестве эксперимента ее стране по силам провести.


— Предоставить планшеты для школ, где будет проводиться эксперимент, могут и производители, которые захотят войти на наш рынок с этой продукцией, — предложил на итоговой коллегии Министерства образования заместитель Премьер–министра Анатолий Тозик. — В любом случае мы лучше поможем родителям купить ребенку электронное устройство, это все равно намного дешевле обойдется, чем издание всех бумажных учебников и пособий.


Китайцы, японцы, сингапурцы, гонконгцы и австралийцы — самые продвинутые в этой области. Там электронные планшеты используются уже несколько лет, к ним привыкли и выбирают из огромного ассортимента. Так же, как и мобильные телефоны. Это предмет повседневной надобности. Там мамы, отправляя чадо в школу, спрашивают: «Ты не забыл свой нетбук?», а не проверяют, все ли учебники, тетради, дневник на месте... Электронных книг для школ много, и они разные: ридеры (они же читалки, электронные книги, е–буки, i–буки), нетбуки, ноутбуки, моноблоки, обыкновенные компьютеры, i–pad, i–pod. Вот где конкуренция! Причем какую бы версию ни отдали в распоряжение школ и школьников, это уже огромный шаг вперед.


Пессимисты опасаются лишь за здоровье детей. Ведь, разгружая спины школьников, не нагружаем ли мы одновременно их глаза? Не секрет, что бумажные книги во сто крат лучше для восприятия, чем мерцающий экран. Тем более что за последние 10 лет распространенность близорукости среди школьников увеличилась в 2 раза. Судите сами: 7,3 процента первоклашек садятся за парты с пониженным зрением. А к 15 годам хуже видят уже 15 процентов школьников! В целом же болезни органов глаза — на втором месте в строчке «общая заболеваемость детского населения».


— Если для младших школьников такой планшет, может, не очень–то и нужен, то старшеклассникам точно необходим. У них столько учебников, что сколиоз им проще заработать, чем испортить зрение! — считает главный детский офтальмолог Минздрава Виктория Красильникова. — Действительно, раньше по работе за компьютером были большие ограничения в зависимости от возраста. Но сегодня нереально оградиться от технического прогресса. Да и не нужно. Главное, не экономить на качестве — чтобы те, кто будет поставлять планшеты, не заработали на здоровье детей, предлагая контрафактную сомнительную продукцию. Если планшет будет создан с учетом всех гигиенических требований, с хорошим разрешением, контрастностью, высокой частотой экрана, то вреда для глаз от него не будет. Наоборот, он даст возможность изменять величину букв для легкости чтения. Тогда как сейчас шрифты в некоторых книгах такие мелкие из–за экономии бумаги, что их читать вообще невозможно. Кроме того, чтобы сохранить зрение, достаточно делать 10 — 15–минутный перерыв каждые полчаса, переключаясь на активный отдых, а не с книги на телевизор, с телевизора — на компьютер...


Как и все новое, планшеты вызывают у многих сомнения: мол, наши ученики будут делать с ними что угодно, но никак не учиться. Всегда можно найти оправдание невыученным урокам: мой планшет вышел из строя. Да и как понять — учится чадо или даром теряет время? Тут консерваторы не упустят возможности пошуметь, как лионские ткачи в XVII веке: «Пощадите наши фабрики! Долой эти ткацкие станки! В них нет души, а еще мы окажемся безработными. Бей, ломай, круши!» История повторяется, но ее финал виден невооруженным глазом. Что мы получим в итоге? Свободного ученика с мощным интеллектуальным инструментом. Что хочешь — то и читай, что хочешь — то и делай, что хочешь — то и пиши. А учителю придется конкурировать за внимание ученика со всем интернетом... Но кто сказал, что это плохо?


Цифры «СБ»


Сегодня на один компьютер приходится в классах 22 учащихся. До 85 процентов школ обеспечены программными средствами, две трети учителей готовы использовать их в своей работе.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter