Как поднять престиж учительского труда

Ученик вернется в школу учителем

Качество образования, которое получат наши дети, зависит от многого. Но именно педагог — ключевое звено в школе. От его личности и профессионализма зависит, станут ли обновленные учебники и программы, инновационные формы и технологии эффективным средством. В обществе все чаще обсуждается, что нужно возрождать престиж учительского труда. Эту идею поддерживает государство. Одна из мер — готовить к этой профессии в школе. И возвращение профильного обучения педагогической направленности уже дает результат. 


С 2015/2016 учебного года создана сеть педагогических классов. В первых 102 учились 1350 человек. Сейчас открыли уже в четыре раза больше — 438 для более 4000 школьников. Так формируется будущая элита профессионального сообщества. В профильных классах и группах молодые люди вместе изучают факультативный курс «Введение в педагогическую профессию». Пробуют себя в новой роли: проводят фрагменты уроков, помогают в организации внеклассных дел, работают в школьных лагерях вожатыми... У них накапливается портфолио «Я — педагог».

В сельской местности свои особенности. На факультатив «Введение в педагогическую профессию» часто собирают учеников из разных школ. И родители, и ребята уже оценили вот какую льготу. Те, кто хорошо успевает, а также получил рекомендацию педсовета, могут без экзаменов поступать на педагогические специальности во все вузы. 

БГПУ имени М. Танка каждый год проводит опрос тех, кто получает знания в классах для будущих учителей. Ребята не просто мотивированы выбрать эту стезю. Они становятся грамотнее психологически, лучше узнают свои способности, склонности, интересы. Более 90 процентов опрошенных старшеклассников считают, что курс был бы полезен всем. 

Работу учителя не назовешь легкой. Нужно быть оратором, чувствовать детей, работать в команде. Ведь вам хотелось бы, чтобы педагог умел управлять конфликтами, строил конструктивные отношения, был устойчивым к стрессам? Такие навыки пригодятся любому. А педкласс позволяет наработать их еще до поступления в вуз. И это не скучные уроки за партой, а республиканские конкурсы, фестивали, конференции, совместные проекты. Приведу несколько примеров.

Ученики педклассов Жемчужненской средней школы Барановичского района последние три года участвуют в крупных республиканских мероприятиях под эгидой БГПУ. Многие потом становятся нашими студентами. А почему? Уже на собеседовании чувствуют себя увереннее. Они здесь не новички: бывали в университете на экскурсиях, днях открытых дверей. Участвовали в проектах «Студент-на-один-день», «Будущие педагоги — о школе будущего», «Форсайтфорум», «Научный STANDUP»... И еще любопытный факт: в Жемчужненской СШ треть педагогов — ее выпускники.

Еще один пример — работа Греской СШ Минского района. В ней профильным классам уже пять лет. Три последних года коллектив участвовал в республиканском экспериментальном проекте по допрофильной педподготовке учеников 5—9-х классов, а сегодня продолжает эту работу в инновационном режиме. Получается, уже с 5-го класса дети попадают в особую атмосферу глубокого уважения к профессии наставника. Своим опытом греские педагоги готовы делиться. И то, что учреждение находится в деревне, им не мешает. Интернет ведь есть? Вот и из Греска провели в этом году серию вебинаров. На них дистанционно делились с коллегами, какие формы и методы самые эффективные для этих профильных классов, как помочь учащемуся создавать портфолио и многое другое.

Проанализируем результаты трех последних приемных кампаний в вузы. На педагогические специальности поступают сильные абитуриенты — выпускники педклассов: средний балл аттестата не ниже 8,5. У многих он еще выше. Практически отличники. Именно профилизация в старших классах, на мой взгляд, переломила ситуацию с контингентом поступающих на такие специальности. Учреждения образования целенаправленно планируют и организуют подготовку будущих учителей со школьной скамьи, ожидая, что они вернутся и закрепятся в качестве молодых специалистов именно в родной школе/гимназии. Интересная деталь. Вчерашних выпускников, ставших студентами — будущими педагогами, часто приглашают в свою школу для встреч с учащимися и их родителями в качестве гостей, ведущих, экспертов. 

Убеждена, педагогические классы — это действенный способ возрождения уважения к труду учителя.

Александра ПОЗНЯК, начальник центра развития педагогического образования БГПУ имени М. Танка, кандидат педагогических наук, доцент
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter