Ученик-мудрец

Должна признаться, когда договаривалась о встрече с главным раввином Беларуси, сразу же была приятно удивлена: рав Сендер Урицкий не ставил "традиционного" условия показать вопросы или план беседы заранее - мол, надо подумать, подготовиться.
Должна признаться, когда договаривалась о встрече с главным раввином Беларуси, сразу же была приятно удивлена: рав Сендер Урицкий не ставил "традиционного" условия показать вопросы или план беседы заранее - мол, надо подумать, подготовиться. Сказалась специфика профессии? С обсуждения этого аспекта и началась наша беседа.

- И я вполне мог бы избрать ту же форму, о которой вы упомянули. Вряд ли что-то обязывает меня реагировать безусловно... Но наши науки позволяют обрести точку отсчета. Само же их изучение идет постоянно, нет такого периода - скажем, пять лет, после чего, как раньше говорили, забудьте дедукцию и индукцию - давайте продукцию... У нас существует понятие "мудрец". К нему прибавляется слово "ученик". Получается - ученик-мудрец. То есть мудрец, который всегда ученик.

- Скажу честно, очень необычно - ученик-мудрец.

- Совершенно верно. Но нельзя думать, будто мудрец достиг неких вершин, и все.

- Однако мудрец - именно тот, кто достиг...

- ...и постоянно повышает свой уровень. В ином случае уже построенное начинает моментально разрушаться.

- Все-таки раввин - профессия или духовное служение?

- И должность, и профессия, и ученик-мудрец обязательно тоже. Последнее для меня - наиболее почетно.

- В звание ученика-мудреца каким-либо образом производят или оно приходит само, постепенно и исподволь?

- В данном случае сам факт обращения к тебе за советом как бы свидетельствует, что твой опыт и знания позволяют так называться.

- Рабби, как в связи с этим вы относитесь к распространенному убеждению: "давать советы легко"?

- Советчик - тот, кто в состоянии проникнуть в глубь заданного ему вопроса, в глубь души собеседника и на основании этого, исходя из общей ситуации, нечто конкретное порекомендовать. Ни в коем случае нельзя оказаться поверхностным. И здесь мы в некотором смысле приближаемся к вашему первому вопросу: да, раввин должен быть определенным универсалом.

- Какое тогда требуется образование? Может, диплом вообще ни при чем - достаточно иметь природой данную тонко чувствующую, все видящую и понимающую душу?

- В самом деле, так называемые "корочки" - больше должность, назначение на работу. Раввин должен состояться до диплома.

- А у вас на стене в рамочке что за документ висит?

- Диплом иешивы. Я не собирался получать его, пока мне не предложили стать раввином. Собственно, ради должности...

- Кем вы были до того, как стали духовным лицом?

- Первая профессия - инженер-системотехник. Родился в Харькове. Потом родители переехали в Курск. После института по распределению попал в Ригу и десять последних лет в СССР жил там.

- С Беларусью вас что-нибудь ранее связывало?

- Вся отцовская линия из Беларуси - Бобруйск, Калинковичи, Копаткевичи на Гомельщине... Я выделяю белорусских евреев и белорусский народ в целом как наиболее близкое и понятное мне общество.

- Скажите, каково же быть раввином?

- Трудно. Но я стремлюсь к этому. Хотя нередко меня пугает возникающая степень ответственности перед людьми - ведь перед тобой душа человека... В такой ситуации надо уметь управлять своим характером, в том числе и недостатками. Встреча с раввином должна производить впечатление простого общения...

- Для раввина возраст имеет значение?

- Исключительно с точки зрения эффективности работы. Если в общине средний возраст приближается к 60 годам, посылать туда молодого человека, наверное, не стоит. С другой стороны, в молодежной среде уместен и молодой раввин.

- Но положение мудреца, пусть и ученика, предполагает опыт, а значит - прожитые годы, потому как молодо - зелено.

- Могу поспорить. Мы нередко видим пожилых людей, не умудренных никаким жизненным опытом. Когда человек вырос на ложных основах, на каких-то простых стереотипах, бывает, что и старость превращается в накопление глупости.

- Ну а как, по-вашему, многому ли вообще научилось человечество за тысячелетия своей истории?

- Скорее разучилось. Понимаю, что формулировку, возможно, стоило бы сгладить... Но... Количество войн не уменьшилось, состояние морали и нравственности даже в очень развитых странах вызывает не просто удивление, а страх за происходящее там. Семейные отношения превратились в некие договорные обязательства.

Видите ли, мы все-таки считаем, что человечество произошло от Адама, началось с райского сада, и это высшая точка, идеал... Сегодня мы очень далеки от него. В спешке жизни личность теряется.

- Выходит, высший суд нужен?

- Мы молимся за то, чтобы муки окончания времен были как можно меньше.

- Окончания времен не избежать?

- Очень искренне верю. Мир в нынешнем виде заканчивает свое существование, дабы начался новый мир духовности... Окончание времен не выглядит: все, стоп, темнота. Отнюдь. Это как бы преддверие светлого будущего, обновление и конец времен страданий - ведь человечество страдает ужасно. Конечно, страдания очищают душу и созидают ее. Но это не говорит о том, что их надо искать. Они нас сами находят.

- Так чего Господь все-таки хочет от людей?

- Чтобы они понимали: духовное - первично, материальное - вторично, чтобы признавали его.

- И все?

- Если человек искренне, не на уровне разговора с друзьями - Бог есть или Бога нет - признает Всевышнего, тогда это осознание естественно будет влиять на всю его жизнь.

- Идеал считается недостижимым. Возможно, для людей естественно и нормально делать ошибки, быть грешными?

- В ошибках действительно нет ничего страшного, когда ребенок, совершая их, приобретает опыт. Ошибается и взрослый человек. Очень важно, как он выходит из подобной ситуации. Если признается себе, что не прав, ищет причины произошедшего, если подобные коллизии служат поводом для самосовершенствования, - тогда все замечательно. Что, впрочем, не означает, будто можно снова и снова наступать на грабли... Отчего Всевышний сотворил мир таким грешным? Для того чтобы оступившийся потом исправлял ошибки.

- Значит, на все воля Бога?

- В данном случае как раз воля человеческая, свобода выбора. А воля Всевышнего для нас - аксиома.

- Вы считаете, человек обладает свободой выбора?

- Да. Мы не можем посадить Всевышнего рядом с собой за стол переговоров. Его реальность - не наша реальность. Его мысли - не наши мысли. Но вместе с тем есть человек в момент выбора, когда Всевышний дает ему полную свободу.

- В иудаизме, подобно другим конфессиям, верующие обязаны соблюдать заповеди. Сколько их?

- Шестьсот тринадцать. И это скорее свод правил, как следует себя вести. Причем в конкретной ситуации.

- Вы помните их все?

- Кое-какие формулировки могу подзабыть, но знаю, где их найти, чтобы восстановить.

- Если человек исправно исполняет заповеди, он станет праведником?

- Он окажется на пути к праведности.

- Кто же тогда праведник?

- Только Всевышний знает.

- Выходит, на земле это звание не раздается?

- Нет. Хотя, безусловно, существуют уважаемые личности, великие мудрецы, которые, кстати, жили и на территории Беларуси. Выдающихся раввинов, глав иешив, вышеупомянутых учеников-мудрецов мы называем праведниками. Конечно, точно нам не известно. Но мы верим, что это так.

- В Израиле присваивается звание "Праведник народов мира".

- Да. Удостаиваются его замечательные люди разных национальностей, которые во времена гонений евреев, рискуя собственной жизнью, спасали их из гетто, прятали в своих домах. У нас к этому очень трепетное отношение. Года полтора назад здесь, в Беларуси, я присутствовал на торжественной церемонии присуждения звания "Праведник народов мира", организованной израильским посольством. Когда жил в Риге, был знаком с Жанисом Липке, необычайно светлой личностью. 70 человек спас он из Рижского гетто во время Второй мировой войны.

- Мы говорим - мир, люди в нем меняются. Вот уже Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Не рискует ли незыблемая столетиями религиозная обрядность, к примеру, соблюдение той же субботы, превратиться во что-то архаичное?

- Не вижу абсолютно никакого противоречия между Интернетом и субботой.

В принципе, религия и наука занимаются разной проблематикой. Наука предполагает открытие законов материального мира. Тора говорит человеку, как надо жить. Мир - то место, где душа должна максимально выразиться. Духовность и материальность созданы как единая гармония. Духовная суббота необходима, чтобы хотя бы на один день человек сошел с дистанции и прекратил гонку за выживание в материальном мире.

В субботу не готовят пищу, но о ней позаботятся накануне. Нельзя производить работы, связанные с добыванием хлеба, от начала процесса и до его окончания. Выделяется 39 видов деятельности, запрещенных в субботу. Но это не тот день, который расслабленно проводят на диване в некоем эфире. Лично у меня не получается отдохнуть в традиционном понимании. Человек в субботу даже устает. Но душа его отдыхает.

- И на кнопку лифта не нажимают в субботу?

- Замыкать и размыкать контакт нельзя.

- Но в Торе не могло ничего быть про замыкание контактов.

- Однако в Талмуде говорится по поводу разжигания огня, по поводу строительства, шитья, выделки кож и т.д., и по мере возникновения новых реалий жизни, в том числе научных открытий, оказывается, что вся сложность современной нам жизни состоит из тех же простых и понятных элементов, которыми и занимается Талмуд. Например, когда появилось электричество, мудрецы, руководствуясь этим принципом, определили его место в соблюдении субботы.

- По-вашему, ортодоксальность - явление положительное?

- Конечно. Но хочу быть осторожным в терминологии, поэтому уточню: если ортодоксальность понимается как пунктуальность в соблюдении традиций отцов. Тематика Торы - вневременная. К примеру, "Не убивай" никогда не потеряет своей актуальности.

- Где сегодня место религии в обществе? На самом верху? Вкупе с чем-то? Изменяется ли оно?

- Боюсь, понятие "религия" небесспорное... Когда мы произносим "религия", то как бы выносим некоторые отношения с Всевышним в отдельную тему. Но ведь жизнь человека - неделима. Чем бы я ни занимался - стоял ли у станка, молился ли в синагоге - это части одного и того же целого. Поэтому в своем обороте слова "религия" я стараюсь избегать.

- Некоторые раввины практикуют общение с паствой через Интернет. Вы тоже так делаете?

- Собираюсь начать. Не могу сказать: Интернет - хорошо или Интернет - плохо. Интернет - реальность, которую следует активно использовать. В то же время мне представляется, что виртуальный раввин - явление все-таки ущербное. Общение лицом к лицу не заменит никакая суперсовременная техника. Тем не менее есть люди, не готовые прийти в синагогу. А сидя дома у экрана, глядишь, что-то полезное и узнают.

- Когда говорят о советах раввина, сразу вспоминается замечательная история с козой...

- ...которую надо привести домой, чтобы потом оценить, как было хорошо до нее?

- Именно так. Смешно и одновременно по-философски глубоко. Но наверняка, когда являются за советом к раввину, не обходится и без элементарной глупости. Как вы поступаете в подобной ситуации?

- В любом случае каждый достоин внимания. Необходимо проявлять терпеливость. Однако, если требуется поставить человека на место, следует сделать это, даже задать взбучку. От учеников я, конечно, пытаюсь добиваться умных вопросов, для чего задаю им определенные алгоритмы. Но там уже речь о профессионализме.

- Если не секрет, на какие вопросы вы в последнее время не нашли ответы?

- Их достаточно много. Не знаешь чего-то - так и скажи, что не знаешь. Надо подумать... Да... Мало... Но были, были... Сейчас не вспомню.

- Тогда позвольте мне спросить: рабби, как стать счастливым? Привести козу?

- Я приехал в Израиль в 1989 году - самое начало волны массовой репатриации. После народ буквально повалил... Пришлось наблюдать там многих людей, некоторых из них знал еще даже в Советском Союзе. В основном все ожидали от переселения чего-то необычного, выдающегося. Приезжали и... наталкивались на то, что никому не нужны. Например, им предлагали чистить улицы... Видели бы вы выражение лиц этих профессоров, превратившихся в уборщиков... Разбитые, потерянные... Но были и совершенно нормальные. Меня очень интересовал вопрос: что же происходит? Позже стало заметно: среди нашедших свое место в новой действительности оказались в основном те, кто смотрел на мир с добром, не ставил категорично собственное "я", не пытался предъявить себя не менее чем академиком Гинзбургом. Каждый несет бремя разочарований. Но тот, кто задает себе вопрос, почему так произошло, кто открыт, искрен, приветлив, - будет счастлив. Хотя справедливости ради надо сказать: некоторые люди, пытающиеся найти счастье на пути открытости, наталкиваются на проблемы и ломаются. Вот что бесспорно: счастье с материальным достатком не связано. Только не стоит понимать это утверждение с позиций некоей интеллигентной ленинградской семьи, готовой последние деньги отдать, чтобы посмотреть спектакль БДТ, жарить на кухне хлеб на подсолнечном масле и петь песни Галича... Я не имею в виду советскую формулировку бессребреника. Хотя признаюсь - иногда тянет... Вырос в те времена, понимаю те процессы и сопереживаю. Но уже нахожусь в другой реальности...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter