О распределении, материальной базе и свободе слова: развенчиваем мифы о белорусском высшем образовании

Учение — свет, а неучи во тьме

Как известно, интернет — «кладезь» экспертов, причем в разных сферах. Там тебе и про гражданское право расскажут, и судьбу предрекут, и совет, как выстраивать отношения, дадут. Часто натыкаюсь в сети на таких «лидеров мнений». А мимо этого пройти не смогла — уж слишком натянута на глобус проблема. Тема минутного ролика звучала примерно так: почему белорусское образование плохое? Последнее слово я, конечно, ввиду самоцензуры заменила, но суть та же. Автор ролика выдвигает три причины (на больше знаний не хватило) не идти на белорусскую «вышку». То есть не получать высшее образование, признанное, кстати, в мире!

Итак, первая — обязательное распределение после окончания бюджетной формы обучения. В видео этот факт называют «узаконенным рабством», особенно если касается агровузов. Аргументируется тем, что большинство студентов отрабатывают распределение в «колхозах» с маленькой зарплатой и отсутствием нормальных условий труда и жизни. Интересно, а сам фейкомет бывал в деревне хоть раз, видел, как устраиваются молодые специалисты? Сомневаюсь. Стоять перед камерой и транслировать свое мнение без фактов гораздо проще. Так вот, по долгу службы я бывала в хозяйствах и вопрос оплаты, конечно, не обошла стороной. В сезон аграрии имеют до 5000 рублей, зимой минимум 1000. Плюс жилье, соцпакет дают. Конечно, комфортабельность квартир и размер бонусов зависят от богатства хозяйства, так это ведь трудом всех наживается. Продвигаться по карьерной лестнице, кстати, в сельской местности тоже гораздо легче, только проявляй себя.

Еще контраргумент: хорошее распределение можно найти самостоятельно. Администрация вуза будет только рада, если вы принесете заявку с того места, где будете востребованы. На дне открытых дверей в БГАТУ декан довузовской подготовки и профориентации молодежи Карина Гаркуша сказала: «Найдите себе перспективное предприятие, и два года или пять лет по целевому направлению для вас пролетят незаметно». Для того чтобы обеспечить себе достойное будущее, надо начать что-то делать уже сейчас, не ожидая, что работодатель сам найдет вас. Но жаловаться на жизнь гораздо удобнее, не так ли?

Моя двоюродная сестра оканчивает БГЭУ на платной форме, я отучилась в БГУ на бюджете. В то время, когда я знала, в каком направлении должна двигаться и где искать работу, она металась из угла в угол, не понимая, куда идти. Десятки собеседований, результатом которых стали слова: «Без опыта не хотим брать». В один из дней она сказала мне: «С распределением было бы гораздо проще, у меня уже было бы первое место работы по специальности, там научили бы всему».

Вторым пунктом отказа от белорусской «вышки» фейкомет назвал устаревшую материальную базу во многих высших учебных заведениях. Видите ли, большую часть знаний в университете студент вынужден получать сам. А что в этом плохого? В вузе не будут ни за кем бегать, кого-то уговаривать выучить и сдать: это бесполезно. В школе дают обязательную базу, а дальше — учат учиться.

По поводу устаревшей материальной базы. Учебники, сборники и методички не делаются за один день, на них уходят месяцы, а порой и годы. Да и они регулярно обновляются, за чем постоянный контроль на самом высоком уровне. Как правило, в них вносится основная информация, которая будет актуальна всегда. Тем не менее даже если в пособии попадается не очень актуальная статья, то у студентов всегда есть возможность поучаствовать в научных конференциях, семинарах и конкурсах, где обсуждаются современные вопросы. Но опять же нужно начать что-то делать.

И вишенка на торте громкого (а на самом деле абсолютно пустого) вброса: в высших учебных заведениях нет свободы слова. Якобы у нас на лекциях и семинарах нельзя высказывать свое мнение, отличное от преподавательского. Похоже, мой оппонент и студентом-то не был. Что-то не заметила отсутствия свободы слова на себе: четыре года в БГУ говорила то, о чем думала, — ни от кого не приходилось скрывать свои конструктивные мысли. Но — конструктивные, а не призывы вый­ти на улицы… Преподаватели активно вступали в дискуссию и уж точно не снижали мне оценку на экзамене.

Важно четко раз и навсегда усвоить для себя. В то время как одни студенты вникали в суть, причины и последствия событий 2020  года, анализировали свою роль в обустройстве государства, старались быть полезными вузу, городу, деревне, державе, другие стояли на ступеньках с плакатами… А потом жаловались на то, что в деканате ставят прогулы, а то и исключают. А что прикажете отличниками признать таких лжепатриотов? Вот и получается, для одних свобода — это знания, позиция, патриотизм и уверенность в завтрашнем дне для себя, своей семьи, а для других — так, разменная монета, желательно в валюте...

Выбор очевиден. Так что не стоит на зеркало пенять, в смысле на белорусскую систему высшего образования, если у самого рожа (да и знания заодно) крива. Только неуч может посягнуть на то, что ему по умственным способностям недоступно.

beleckaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter