Учение и повторение

Сентябрь ответил на вопрос, которым в последние месяцы задавался, пожалуй, каждый. Сколько стоит рубль?..

Сентябрь ответил на вопрос, которым в последние месяцы задавался, пожалуй, каждый. Сколько стоит рубль? Доллар вышел из тени. И это несомненный плюс. Но повод ли это для самоуспокоения? Курс на допсессии медленно понижается. С начала торгов уменьшился уже почти на тысячу. Однако внешне приятная картина лично мне напоминает бородатый анекдот про контрафактные елочные игрушки. Вроде и блестят, как настоящие, но радость от них совсем не та. Объясню почему...


Нынешняя ситуация — что–то вроде повторения пройденного. В 1998 году мы тоже выходили на единый курс. По форме — один в один. А вот содержание, то есть причины, очевидно, иные. Вот тогда допсессия вполне радовала. Потому как олицетворяла собой движение к решению изрядно надоевшей всем проблемы — ликвидации множественности курсов. Которая случилась больше по внешним причинам, нежели по внутренним. И можно допустить, что в конце 90–х при отсутствии опыта быстрого устранения экономических перекосов временное дробление валютного рынка виделось единственно верным инструментом. Помню, тогда вообще было не меньше семи курсов валют. Нал–безнал. Межбанк, внебиржевой рынок, две сессии на бирже — в общем, черт ногу сломит... А вот сегодня допсессия скорее стала свидетельством череды допущенных просчетов. Итог которых — возвращение к тому, от чего старательно уходили 13 лет назад.


Разумеется, и положительных сторон немало. Неопределенность, длившаяся с апреля, изрядно утомила. Плюс моральный дискомфорт. Сужу по себе. Ведь сам ходил окольными тропами в поиске СКВ перед отпуском. И чувствовал себя этаким воришкой Альхеном. И стыдно, и иначе не могу. Поэтому новый курс в обменниках, убежден, большинством встречен если и не с восторгом, то со вздохом облегчения — и бизнесом, и населением. Тем более что и цифры нарисовались меньшие, чем на «черном» рынке. А потом и они стали плавно снижаться. И вот этот момент тоже приковывает к себе внимание.


Если курс пошел вниз, значит, в нерешительности был упущен тот момент, когда его можно было остановить на реальном уровне. Явный минус регуляторам рынка. Ведь о возможности введения торгов на допсессии Правительство и Нацбанк начали говорить еще с апреля. С момента, когда разрыв только наметился. Казалось бы, действуйте! Но последовала затянувшаяся пауза... И теперь это повод для злословия разномастных экспертов. Одни утверждают, что курс можно было зафиксировать на уровне 3.500 — 4.000 за доллар, другие называют иные цифры. Конечно, задним умом все мудры... Но вероятное значение в данном случае уже и не важно. Неприятно другое. Денежные, как их называют, власти сами поставили себя в неприятное положение. Дали очевидный повод для упреков в свой адрес. В том числе и в слабости экономического анализа и прогнозирования. А эта задача, пожалуй, из списка самых важных.


И нынешний откат курса тоже не есть благо. Да, в глазах большинства людей он выглядит хорошо. А как на него смотрят предприятия–экспортеры? Девальвация им, конечно, стала серьезным подспорьем. Но ведь этот эффект невечный. Со временем рынок привыкает и адаптируется к новым котировкам. Грубо говоря, сырокопченая колбаса всегда стоила около 10 долларов за кило. Поэтому при явно завышенных значениях «черного» рынка она прыгнула в цене почти к 100 тысячам. Но в проекции на курс 7.600 это уже более 13 долларов. За границей можно найти и подешевле. Пример, конечно, условный. Но он применим к любому производимому в стране товару. И продолжи доллар падение, мы вновь придем к тому, что будем всем миром разгружать склады. Причины подобного, если случится, будут там же. В упущенной в свое время адекватной, или, как теперь принято говорить, равновесной оценке стоимости собственных денег.


К анализу причин нынешней ситуации на валютном рынке тоже есть немало вопросов. Экспертных размышлений хоть отбавляй: об эмиссии, о безответственном поведении коммерческих банков. Похоже, тут много всего намешано. Но четкое понимание причин — лучшая страховка от повторения ситуации. Тем более что этот урок мы уже прошли дважды. И меня, например, очень настораживает прошелестевшая в интернете информация, что к продаже готовятся госпакеты акций крупных белорусских банков. Пока вроде слух. И даже частично опровергнутый. Но мало ли. Опыт подобных сделок уже имеется. А как повели себя некоторые крупные, теперь уже частные банки в сложный момент — мы тоже видели. Когда вопросы собственной прибыли стоят выше всех остальных.


Ну а лучший курс — это курс стабильности. Когда цифры в обменниках незыблемы, как гранит. Ну или, с учетом нашей зависимости от экспорта, очень медленно подрастают. Медленнее, чем увеличиваются доходы людей. Уверен, пройдет не так много времени, и мы перестанем каждый день интересоваться торгами на БВФБ. Подтянутся заплаты, и это станет неинтересным. Как и было совсем недавно. Главное — наконец извлечь правильные уроки. Чтобы не ходить кругами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter