Все ли готово к 1 сентября?

Учебные планы

Традиционно конец лета — это время подготовки к новому учебному году. Причем не только для учащихся и их родителей, но и для учителей. Какой должна быть система образования? Все ли готово к 1 сентября? Об этом в очередном репортаже Агентства теленовостей из цикла «На контроле Президента».

Фото АлексеЯ СтолЯрова.


В  августе 2017 года об образовании говорили три часа с высокой трибуны. Республиканский педсовет с участием Президента собрал в одном зале 800 человек — учителей, высших должностных лиц, руководителей госорганов и местной вертикали, депутатов. Александр Лукашенко потребовал тогда не ломать существующую систему образования, а совершенствовать ее. Реформ хватит. И первым поручением было — дать «нормальные учебники»:

— Существующие учебники и школьная программа слишком сложны для понимания. Основа школьного обучения — хороший учебник. Это не значит, что те учебники, которые появятся 1 сентября 2019 года, будут идеальными. Учебник — это постоянное творчество.

Валентина Гинчук.
Фото  СергеЯ Лозюка.
Между тем у каждого учебника есть свой срок годности. Он определен и зависит от количества уроков по предмету. 4 — 5 занятий в неделю — пособие можно использовать четыре года, уроков в два раза меньше — написанное останется актуальным на пять лет. Так было в советское время и так остается сегодня. Вот только подход — принципиально другой. Теперь все учебники пишут на конкурсной основе. Среди победителей 228 человек. Каждый четвертый — это учитель–практик. 42 авторских коллектива — новички. Заместитель директора Национального института образования по научно–методической работе Валентина Гинчук признается:

— Нас критиковали и родители, и учащиеся, которые говорили нам, что учебные пособия написаны сложным языком. Мы обращаем внимание на количество слов в предложении, на то, какие синтаксические конструкции используются, чтобы там не было большого количества абстрактных существительных.

На базе Национального института образования были созданы рабочие группы. Биологи с химиками, физики с математиками, историки с литераторами — все они проштудировали учебные программы, убрали сложную терминологию и дублируемые параграфы по смежным предметам. И в каждую задачу привнесли жизнь. Директор издательства «Народная асвета» Виктория Калистратова рассказывает:

— Вот, например, идут даже задачи по физике, связанные с купанием ребенка. То есть уже готовят учащегося 8–го класса к семейной жизни. У кого–то есть маленький братик или сестричка. Помощь родителям тоже оказывать надо. Или, например, мы знаем, что Беларусь у нас славится таким полезным ископаемым, как торф. И, следовательно, идет задача о торфе.

В учебнике по геометрии больше не увидим классику «Из пункта А в пункт Б». Вот она «Реальная геометрия». Условие: глядя на рисунок, выяснить, как при помощи зеркала и собственного роста можно определить высоту стелы «Минск — город–герой». Национальный колорит и в условиях, и в оформлении книг.

Бывшая фабрика цветной печати — Полиграфкомбинат имени Якуба Коласа. 80% загрузки — это учебники. В год с конвейера здесь сходит 4 миллиона книг, в том числе и для российских школ. И, кстати, на российской бумаге. Белорусской, подходящего качества да и нужных объемов, нет. Но это пока, надеются на комбинате. Журналист АТН Анастасия Бенедисюк говорит:

— Учебные программы абсолютно по всем предметам и для всех классов были разработаны еще в 2015 году. Собственно, именно тогда выпустили и первые учебники — для 1–х и 5–х классов. Пройдет еще год, отпечатают для 2–го и 6–го. В прошлом году подготовили для 3–го и 7–го.

Игорь Карпенко.
Фото  Владимира Шлапака.


Министр образования Игорь Карпенко объясняет:

— Мы не можем к тем классам, которые идут по ранее утвержденной программе, вдруг применить учебник совершенно новый. Это идет поэтапно. Поэтому мы учебники подготовим к изданию, но старшие классы будут работать по ним чуть позже.

Депутат Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию и культуре Беларуси Лилия Кирьяк отмечает:

— Сегодня педагог, который пришел работать, понимает экономическую ситуацию в стране, и он делает ту работу, которую должен. Самое главное — дать ему возможность расти. Правильно сказал Глава государства: пропали Сухомлинские.

А вот практика. И пока не частый случай. Его называют белорусским Кулибиным. 33–летний директор школы Петр Кушняров знакомит со своими владениями. В должности руководителя он всего год, а уже успел привнести немало новаций. На входе фактически без финансовых вложений — пропускной режим. Коробка плюс планшет с оригинальным приложением. Пока на пунктуальность проверяют только учителей, с нового года карточки выдадут ученикам. В нескольких шагах — информационный таксофон для родителей. Здесь и расписание уроков, и информация об учителях, и даже игры, чтобы скоротать ожидание. Этажом выше — святая святых, гордость школы. Петр Кушняров объясняет:

— Мы находимся с вами возле нашей лаборатории дополненной виртуальной реальности. На дверях специальный QR–код, можно отсканировать, скачать программу. Появляется гид, он интерактивен.

Впрочем, теперь мобильный телефон или планшет пригодится во многих школах страны. Все те же новые учебники — это уже учебники–навигаторы. В каждом QR–коды. Кроме этого, все новые учебники имеют PDF–версию с ссылками на дополнительную литературу. Между тем в Национальном институте образования уверяют: написанного в учебнике достаточно как для десятки по предмету, так и сдачи ЦТ. Вот только новый усовершенствованный комплект учебников для 11–го класса отпечатают в 2020 — 21 учебном году...

Фото Александра Кушнера.
Школьная программа должна быть школьной, все остальное перенести в вуз. Но тут возникает следующий вопрос. Речь уже о системе повышения квалификации кадров. Время не стоит на месте. Александр Лукашенко поручает оперативно реагировать на запросы с учетом новейших достижений науки и практики. Пора заканчивать «топтаться» на одном месте. Но воз и ныне там... Депутат Лилия Кирьяк говорит:

— К сожалению, общаясь с педагогами, могу сказать о неприятных вещах, когда учителя отправляют на курсы повышения квалификации. И он слушает те же материалы... Так не должно быть. А руководитель ждет, что педагог приедет и внедрит новые технологии. На практике совершенно обратное!

И здесь же вопрос престижности профессии. Не совсем мотивированные люди идут сегодня в школу. Пусть и многое сделано профильным министерством. Это и педклассы, и льготы для олимпиадников при поступлении. Но высоких проходных баллов нет...

Стать учителем Виктория решила в 9–м классе. Это был день самоуправления. Поступила, отучилась и вот год как работает в сельской школе. Она учитель начальных классов. Впереди еще 4 года. Зарплата — 500 рублей. И это при том, что в деревню она каждый день ездит со съемной квартиры в Борисове. Виктория Гапанович, молодой специалист, учитель начальных классов ГУО «Новосадская средняя школа Борисовского района», подсчитывает:

— Квартира стоит 250 рублей. Но мы снимаем с братом. 125 рублей плюс коммунальные. Примерно по 150 — 160 рублей за квартиру. И плюс доехать сюда нужно? Хожу пешком до железнодорожного вокзала, а потом на электричке. Электричка недорогая, поэтому нормально.

Виктория довольна выбранной профессией и уходить из нее не намерена. Более того, ей и эта сельская школа нравится. Из нескольких на распределении лично выбрала Новосадскую. Единственное, говорит, первый год как квест. Дескать, мало было практики в университете. И это уже замечание высшему образованию!

А вот учитель истории Артем Геннадьевич. С коллегой согласен. Он мог быть историком–архиведом или преподавателем, но пыльному архиву предпочел общение с молодым поколением. Но даже небольшая разница в возрасте (без опыта и навыков) не всегда поможет найти общий язык в диалоге «учитель — ученик».

Подготовка к школе — это всегда волнительно, будь то для первоклассника, который еще только в предвкушении чего–то нового, или старшеклассника, у которого остался всего год на главный выбор в жизни — кем стать? С особым трепетом и ностальгией к 1 сентября готовятся и родители — покупая своим чадам рюкзаки, заполняя их школьными принадлежностями и книгами. Вот учебники за 8–й класс. Только с печатного станка. Портфель должен весить меньше школьника в 10 раз. Предположим, что в день у ученика 6 предметов — по пяти из которых нужна книга. При норме в 3 килограмма получаем намного больше. Конечно, можно оставлять учебники дома, чередоваться с соседом по парте или, к примеру, скачать PDF–версию учебника. Впрочем, рюкзак — это, скорее, сравнение с системой образования в целом: где есть и учебники, и желание ученика прилежно учиться, и мотивация педагогов профессионально учить, и родители, которые в этом треугольнике равнозначный угол. И тут важно, чтобы килограммы за спиной не перевесили получаемый багаж знаний. Подтягивать лямки бессмысленно. Только взвешенный подход даст результат.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
ГОРЯЧАЯ ТЕМА: