Учебники проштудировали от и до

Эта история с учебниками повторяется каждый год. Дети жалуются: «Непонятно!», родители сетуют: «Сложно!» Учителя–предметники готовы с ходу предъявить целый список претензий...
Эта история с учебниками повторяется каждый год. Дети жалуются: «Непонятно!», родители сетуют: «Сложно!» Учителя–предметники готовы с ходу предъявить целый список претензий. А ведь за качеством учебников у нас следят основательно, средств на их издание тратится немало: только в нынешнем году израсходовано более 54 млрд. рублей. Проверка же ведется самая тщательная от момента создания книги авторским коллективом до ее выхода в свет. По словам министра образования Сергея Маскевича, нам впору говорить о собственной системе по подготовке учебников для школ: тестирование, конкурс, апробация, эксперимент. Самой основательной доработке пособия подвергаются, так сказать, «в действии». Такую опытную проверку ежегодно проводит Национальный институт образования. Критерии серьезные: книга должна соответствовать учебной программе, возрасту, материал — излагаться доступно, последовательно и т.д. В 2012/2013 учебном году прошли экспертизу 62 учебника для учреждений общего среднего и специального образования. И что оказалось?

Эксперты (а это 460 учителей, 17 преподавателей вузов и методистов институтов развития образования) проверяли «от» и «до»: язык и стиль изложения, иллюстрации, взаимосвязь с другими предметами и многое другое. Все книги в целом получили добро, к переизданию рекомендованы, признает и.о. директора Национального института образования Олег Лисейчиков. Но не обошлось и без недочетов. К шрифтам и то возникли претензии. Скажем, в учебнике по географии для 8–го класса не выделены были должным образом географические названия. Вообще же у экспертов только к этой книге набралось сразу 7 замечаний — от «четко формулировать определения основных понятий» до «соблюсти принципы доступности при изложении учебного материала». Последнее, к слову, касается таких важных тем, как климат и природные зоны Земли, население мира, мировое хозяйство и Северная Америка. Наверное, больше всего повезло семи– и девятиклассникам: у первых идеальными по соответствию учебной программе и содержанию признаны «Химия», «Математика» и «Алгебра», у вторых — «Физика», «Алгебра» и «Геометрия». Однако при этом оба учебных пособия по математике, считают специалисты, перегружены, особенно у девятых классов.

Любопытно, что сами учащиеся и их родители практически единогласно проголосовали за учебники по иностранным языкам для 5–го и 6–го классов. 90 процентов опрошенных отметили: интересно и доступно! Так же на ура прошли книги для самых младших школьников — и «Беларуская мова» с «Выяўленчым мастацтвам» для 1–го класса, и «Русский язык» для 2–го...

Вообще, переиздаются учебники c периодичностью от 5 до 6 лет. Только вот их содержание и подача материала могли бы корректироваться заметнее, считают учителя, мини–опрос среди которых провела корреспондент «СБ». Прислушивается ли кто–нибудь к их мнению? Что интересно, комиссия опытной проверки — это во многом и есть учителя–предметники с достаточно большим стажем и хорошими рекомендациями. И именно их экспертные заключения становятся если не решающими, то, по крайней мере, имеют вес. Участвуют в экспертизе и прочие заинтересованные лица: свою оценку дали более 6,8 тысячи учеников и почти 5 тысяч их родителей. Почему же, скажете, при столь кропотливой работе над каждым пособием в этом году не преодолел нижний порог по баллам для поступления в вуз каждый третий абитуриент? Отчасти свою роль играет несовершенство самой программы. И потом всем не угодишь, у каждого учителя своя методика преподавания. Поэтому без дополнительного материала сегодня по определению не обойтись, вот и приходится хорошему педагогу основательно готовиться дома и нести к уроку пособия с собственных книжных полок. Тогда как многим ребятам лень самим и лишний раз в книжку заглянуть, не говоря уже о том, чтобы поискать дополнительную информацию.

Цифры «СБ»

К учебному году 2013/2014 будет издано 191 наименование учебников и учебных пособий, из них 132 — к 1 сентября.

Что говорят учителя

Александр Фельдман, учитель математики, заслуженный учитель Беларуси:

— Каким бы ни был учебник, все дело в педагоге. Учитель не может и не должен обходиться одним, даже очень хорошим школьным изданием. Он всегда должен «обрастать» различной литературой, журналами, изучать разные источники и вырабатывать собственное мнение о том, как тему подавать ученику. Именно от учителя зависит, насколько хорошо усвоит класс информацию. Поэтому теоретический материал для урока я разрабатываю сам, все продумываю и стараюсь как можно доступнее все излагать. Дети конспектируют. Теорией из учебного пособия мы не пользуемся, очень уж сложно написано, можно все объяснить куда понятнее. Главное, всегда помнить, что основная задача и показатель для учителя — это успех его учеников.



Элина Михаленко, учитель физики:

— Основная проблема, на мой взгляд, в которой авторов винить не стоит, — это периодические нововведения в программе. Учебники просто подгоняются под эти изменения, урезаются, отдельные темы и вовсе выбрасываются. Упражнения не совсем правильно выстроены, так, что не позволяют хорошо закрепить материал параграфа, и задачи в них не идут от простого к сложному. А представьте себе шестиклассника, который увидит сложное определение! Он же и вовсе испугается физики. Ребенку нужно интересно и понятно подавать новое. Еще одна немаловажная проблема — это межпредметные связи. Одно и то же определение в разных предметах толкуется по–разному (например, влажность воздуха в физике и географии, физические величины имеют различное буквенное обозначение в разных учебниках, например, энергия в 7–м и 9–м классе). А поскольку мнение рядового учителя сильно на ситуацию повлиять не может, приходится подстраивать учебник «под себя» и объяснять детям по–своему.

Ольга ЗУБЕНКО.

Советская Белоруссия №157 (24294). Пятница, 23 августа 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Петр,пенсионер
Так красиво все описали в статье и экспертов масса из учителей,и экспертизу проводят регулярно,и переиздают регулярно,особенно понравилась фраза Министра образования "нам впору говорить о собственной системе по подготовке учебников для школ". И что(?),из комментариев уважаемых учителей Александра Фельдмана и Элины Михаленко происходит с точностью да наоборот,особенно становится понятно как у нас пишутся учебники "учебники просто подгоняются ... ". Так что,мы уже так наэксперементировались с образованием,что  дальше некуда,знания наших учеников с каждым годом все хуже и хуже.Что дальше?
Взгляд сбоку
могу еще понять новые учебники истории, обществоведения переписывается, но чем плохи оказались «Физика», «Алгебра» и «Геометрия» по которым учились целые поколения в СССР и довольно хорошо учились.... но у нас я так понимаю везде свой путь...
Александр
С вами согласен полностью. Правы учителя которые выступили в статье . Я до сих пор помню учебник по алгебре автор Киселёв. Вот это был учебник потом пошли другие авторы уже менее доступны.
Александр
Сами учебник составлены не верно. Вот при СССР были учебники к примеру по алгебре учебник и задачник и не было примеров как решать в настоящее учебник по математике один,но в нём и теория и задачи с примерами как решать. Этот учебник готовит роботов. По русской литературе была Хрестоматия где в сокращённом варианте собраны все изучаемые стихотворения,и другие произведения и ещё по русской литературе был и учебник критики в котором в сокращённом виде давалась оценка изучаемых произведений. Почитав эти два учебника ученик никогда не спросит кто такой Дубровский по А.С. Пушкину. <br />
И тоже самое с другими учебниками. <br />
Учитель с такими учебниками выступает как руководитель разъясняя непонятные вопросы по точным наукам и рекомендует какие произведения прочитать и какие стихотворения выучить наизусть.
Андрей Бекиш
Чтобы никого не обидеть лично, напишу в общем.<br />
Считаю, что экспертная оценка учебников должна проводиться не только отечественными, но и зарубежными (российскими, скажем) НЕЗАВИСИМЫМИ экспертами, причем за СУЩЕСТВЕННОЕ материальное вознаграждение. Причем экспертной оценке должен подвергаться не только один учебник, но сразу и серия учебников по предмету для разных классов обучения, чтобы будущее обучение можно было оценить более целостно. При этом я бы ратовал не просто за оценку данного конкретного учебника, а скажем за его сравнительную оценку со старым советским или обновленным его вариантом, а также с утвержденными российским минобром учебниками. Может тогда вообще по ряду позиций решили бы оставить старые советские учебники или их чуть осовремененные аналоги (очередные издания то есть).<br />
Иначе никакой экспертной оценки не получится. За бесплатно можно только пару часов полистать и дать рецензию-отписку. А без сравнения нового учебника с ранее использовавшимся (скажем в советское время) рецензия вообще имеет мало смысла: всегда можно найти как плюсы, так и минусы. В сравнении - другое дело.
Антиамерикос
Рекомендую, "Уважаемым (а это: Авторский Коллектив и Эксперты - 460 Учителей, 17 Преподавателей вузов и Методистов институтов развития образования)", для начала изучить: http://dfiles.ru/files/8zr21nurr - Арифметика. Для 1 класса, Пчелко А.С., Поляк Г.Б., Учпедгиз, 1959 г. (пока и этого достаточно).
Мих.Ник.
А. Фельдман: "Главное, всегда помнить, что основная задача и показатель для учителя — это успех его учеников".<br />
А по моему, не прав Фельдман. Главный показатель для учителя - это воспитанная им нравственная личность, ибо нравственная личность - это гражданин, патриот, семьянин, стремящийся к производительному творческому труду и получению знаний.<br /> <br />
Темы сочинений в дореволюционных гимназиях Российской Империи:<br />
- Замирание нашего сада осенью.<br />
- Река в лунную ночь.<br />
- Встреча войска, возвратившегося из похода.<br />
- Лес в лучшую свою пору.<br />
- Дедушкин садик. (для детей 12-13 лет)<br />
Для младших классов:<br />
- О том, что видела птичка в дальних землях.<br />
- История постройки дома и разведения при нем сада...<br />
- Великаны и пигмеи лесного царства.<br />
Для старших гимназистов:<br />
- Слово как источник счастья.<br />
- Почему жизнь сравнивают с путешествием?<br />
- Родина и чужая сторона.<br />
- О скоротечности жизни.<br />
- Какие предметы составляют богатство России и почему?<br />
- О высоком достоинстве человеческого слова и письма.<br />
- О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.<br />
- О проявлении нравственного начала в истории.<br />
А почитайте ка все дореволюционные учебники - тихий восторг!
Взгляд сбоку
изучив опыт падения Российской империи и СССР у нас решили ... до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим…
Apostasia-no
Тема, которую давно ожидал!<br />
Сейчас учусь в БГУ и хотя разговор идет об учебниках школьного образования, выскажу свое мнение. Многообразие учебников и учебных пособий для высшего образования поражает. <br />
Казалось бы по самому определению "учебник", эта книга должна давать оптимальную, общепризнанную программу для овладения данным предметом. Но это кажется непонятным для умных тёть и дядь. По одному предмету множество разных книг, разных авторов. Причем каждый автор норовит изложить предмет со своей точки зрения. <br />
Поэтому, чтобы овладеть базовыми знаниями, приходится перелистывать массу "макулатуры", теряя драгоценное время и средства. <br />
Я понимаю так, если человек получает высшее образование для последующей работы в производственной сфере - ему необходимы стандартные базовые знания, а не рассуждения ученых тёть и дядь. Ну, а если товарищ хочет заниматься наукой, то пожалуй эти опусы для него.<br />
Вывод свой я уже сделал. Извините за "феню", во всем виновато банальное "бабло". <br />
Министерству необходимо доказывать свою нужную для всех деятельность, ученым дядям нужны гонорары и слава. А "дитя у семи нянек - без глаза". <br />
Мне посчастливилось год работать мастером производственного обучения в техническом колледже. Я бы назвал деятельность Министерства Образования - деятельностью "врагов народа". В программе обучения значились механизмы еще хрущевских времен и мне необходимо было ознакомить с ними учащихся. Поэтому мне пришлось подделывать в журнале программу, хотя это была полная фикция. <br />
Слесаря-наладчики, обслуживающие оборудование 6 -го разряда ( по производственным меркам) в колледже получают мизерную зарплату 4-го разряда. Вот так "Большой брат"- Министерство Образования, не спит и видит кто и насколько зарабатывает. <br />
У меня создалось впечатление, что Министерство Образования( Управление) и образовательные учреждения живут разной жизнью.<br />
Мы смеялись над "загнивающим" Западом, гордились качеством советского образования(а это было действительно правда), а теперь пожинаем плоды перестроичной гонки за оголтелым капитализмом и миражем демократических свобод.
Зинаида
Три года принимала участие в экспертизе учебников для вспомогательной школы. Первый год получила за работу "высокое" вознаграждение - целых 90 000 рублей. Два последующих года работала даже не за "спасибо" - никто из нашего уважаемого Национального института даже и не хрюкнул. А работы - море.Приходилось ночами сидеть, чтобы добросовестно её выполнить. И сомневаюсь теперь: а нужно ли это кому-то было, учтет ли кто мои замечания. Думаю, вряд ли.
белорус
Кто у нас что решал?за нас всё решили ,те,кто никогда не ошибается.Только от их решений ,ни ума ни пользы.Я имею ввиду уровень образования теперешней школы и экономический эфект всех этих ,так называемых реформ.
Бубноў А
Адкрыйце падручнік 8 клас па гісторыі Беларусі. Свят, свят, свят...<br />
Вялізныя, цяжкія да засваення параграфы... А вось з 11 клас новыя падручніка па гісторыі дапамаглі ў працы...
Apostasia-no
20:53:48 23.08.2013 Зинаиде.<br />
Уважаемая Зинаида!<br />
Прошу прощения у Вас, если оскорбил своим комментарием. Но речь в моем тексте шла не о таких, как Вы, рядовых работниках( не по должности и заслугам, а по исполнению). Я прозрачно намекнул на "Управление", т.е. стоящих на самом верху образовательной пирамиды. Именно ими и устраиваются новации, "пыль в глаза" для руководства страны. Если они не будут устраивать регулярные "изобретения", то их наличие будет под сомнением для вышестоящих товарищей. <br />
И еще о своем. <br />
Введение десятибальной системы оценки знаний, по-моему мнению - диверсия. Если ранее при пятибальной системе оценки показывали уровень знаний, то при десятибальной системе подход оказался не техническим, а психологическим. "Десятка" на практике вообще не досягаема, да и в пояснении к этой оценке написано, что помимо отличных знаний на нее, необходимо "угодить" учреждению и преподавателям. Т.е. эта оценка конкретно "покупная", с чем я и встречался уже много раз на деле.<br />
Тестовая оценка знаний на вступительных экзаменах тоже диверсия. Тестовая система защищает от субъективности экзаменаторов в оценке знаний, но сильно ухудшает возможность определения уровня знаний абитуриентов. <br />
Болезненное желание новизны везде и во всем поражает. Есть базовые, классические знания по таким предметам, как математика, физика, иностранные языки, анатомия, геометрия и т.д.. Они статичны и неизменяемы, поэтому классические учебники по данным предметам, я думаю, давно должны были быть определены. Не должна пугать дата написания учебника. Другое дело, что методы преподавания должны изменяться, т.к. меняется общество, менталитет, взгляды на жизнь. Задача учителя любыми, незапрещенными методами дать знания ученикам, чтобы они ими свободно владели.
Петр,пенсионер
Уже который раз СБ поднимает вопрос об образовании притом со всех сторон,неужели наше министерство образования не читает эти и не интересуется дельными предложениями как авторов публикаций,так и всевозможные комментарии к ним и все как горох об стенку.С каждым годом дела обстоят все хуже и хуже.Умудряются даже из из отвратительного состояния образования в целом выжимать победные реляции,оправдывая свое разлагающее воздействие победами наших учеников на всевозможных международных олимпиадах по отдельным предметам,но это не их заслуга,а учеников и их преподавателей,а не как всей системы нашего образования.Конечным итогом(результатом) было бы качественные(конкурентноспособные) товары нашей промышленности как на полках наших магазинов так и на мировых рынках,а пока все наоборот,с каждым годом процент покупки отечественных изделий на внутреннем рынке снижается,кроме продовольственных,а производимая нами техника стремительно начала терять позиции на внешних традиционных наших рынках и такое положение дел складывается,начиная еще со школы и с ВУЗа.На сегодняшний день школа не в состоянии привить ребенку стремление к знаниям,стремление к профессиям востребованными нашей экономикой и в огромной степени это лежит на совести министерства образования.Ежегодно затрачиваются колоссальные  финансовые ресурсы на всевозможные реформы,преобразования,эксперименты,разработку новых методических материалов,разработку и печатание новых и новых учебников для школьников и студентов и ЧТО(?).Знаний у школьников и студентов не прибавляется,хороших специалистов после ВУЗов все меньше и меньше,а многие из них вообще уходят из профессии.Страна теряет и без того квалифицированные кадры,а ведь затеяна масштабная модернизация промышленности,закупается дорогостоящее оборудование,которое надо грамотно эксплуатировать,обслуживать и самое главное получать на нем товары мирового уровня и с кем мы собираемся это делать,с кем мы собираемся выпускать новые качественные БЕЛАЗы и МАЗы,трактора и сельхозтезнику,товары легкой промышленности и др.Пусть простят меня программисты,но сколько бы вас не было в стране,но программный продукт только инструмент для решения вышеперечисленных задач для инженеров,технологов,конструкторов и других специалистов везде и всюду.Вот почему они(программисты) сегодня так востребованы и у нас, и за рубежом,и честь им и хвала за то,что наша школа программирования достигла таких высот в мире.       <br />
 Учебники для школьников и студентов это головная боль для всей системы образования.Скажите мне,уважаемый министр,для чего было трижды за последние годы менять(усложнять) грамматику белорусского язык и как это Якуб Колас,Янка Купала,Максим Богданович и др.известные писатели и поэты нашей станы творили свои шедевры со старой грамматикой,это же сколько ушло денег на эти все изменения,а сколько детей плакало в школах из-за Ваших изысков.Уже не раз писалось и говорилось,что лучше учебников,чем были при СССР не придумали,нет,никто из министерских кабинетов это не слышал или не хотят слышать.Так же и про учебники для высшего образования,я могу привести массу достойнейшей литературы,по которой получали знания поколения советских студентов, советское высшее образование считалось лучшим в мире и это общепризнано,власть денег и наживы изуродовали то,что создавалось десятилетиями нашими деятелями и специалистами по образованию.Сейчас же министерство образования это государство в государстве никому и никак не подотчетно и не прозрачно,поэтому и позволяет себе так вести,вот и сейчас новая реформа - соединить под одной крышей профессиональную подготовку высококвалифицированных специалистов(рабочих,техников,инженеров) под одной крышей,на первый взгляд идея не плохая,но нигде в мире практики нет и,что с этого получится не ясно,но то что опять будут затрачены огромные деньги только на написание всевозможных указивок,разработок,методичек,пособий и прочей макулатуры можно только представить,заработает маховик нового преобразования - все при деле,все заняты,а на выходе большой вопрос.
МАЛЬЧИШ-КИБАЛЬЧИШ
Так их ПЕТР,и в хвост и в гриву,подпишусь под каждым словом ВАШЕЙ  СТАТЬИ!!!!!!!!
МАЛЬЧИШ-КИБАЛЬЧИШ
К моему великому сожалению мой коммент,,улыбнулся,, ,поэтому буду краток,рад знакомству,считаю,что НАШЕГО ПОЛКУ ПРИБЫЛО,моя власть,ввел бы ежедневный урок технического творчества,в каждый обл. и райцентр дом технического творчества(вот вам инженеры и технологи),макулатуру учительскую в утиль,школьников возить на выставки нанотехнологий,как в Росси.
Взгляд сбоку
Все верно уважаемый Петр, подписываюсь под каждым словом.
Зинаида
Чиновникам надо создавать видимость работы. Вот и выпускают огромное количество макулатуры - новых учебников. Чем бы они еще занимались? Не оказывать же помощь учителям на местах? Не заниматься действительными проблемами образования, поголовным закрытием школ - так называемой оптимизацией. Страшно подумать, какой учитель выйдет через 5 лет из вуза, если он поступил со 100 баллами. Как же он в школе учился? Почему не идут наши дети в учителя? Потому что они видят до какой степени учитель теперь унижен. Какой же дурак (простите за выражение) захочет стать учителем?
Галина
Я знаю только одно, люди, получившие образование в советские годы, пишут без ошибок, до сих пор помнят основы физики, химии, математики, не путают Иран и Ирак, знают, кто такие Иудушка Головлев и Григорий Отрепьев. Учились по пятибальной системе, успевали делать уроки и побегать на улице. Сегодня школа - груда несистематизированной информации, которую пытаются вложить в головы детей, итак забитые этой информацией. Ведь мозг, как и компьютер, не различает, какая информация поступает из учебников (с диска, флешки), а какая из телевизора, Интернета (сети, Wi-Fi). Просто память заполняется, мозг (компьютер) начинает медленнее работать, а то и может вообще "зависнуть". Кто-нибудь делает поправку на то, что сегодня дети получают информацию из окружающего их мира в сотни раз быстрее и больше, чем раньше? И учить их в школе необходимо более системно, понятнее. Мои старшие дети закончили школу в 2002 и 2005 годах, младшая идет в 9-й класс, внук - в 3-й. Так что, все "эксперименты" нашей системы образования проходят у меня на глазах. И я уверена, что чиновники и ученые зарабатывают на наших детях себе ученые звания, пишут диссертации, отчеты, создают Институты образования и т.п. А на выходе - неграмотные, необразованные люди, неспособные перешагнуть минимальную планку знаний для поступления в ВУЗ. Но, как говорил Жванецкий, движение - жизнь, результат - это смерть. Так что результат никого не интересует. ЗАТО КАКОЕ ДВИЖЕНИЕ!!!
Александр
Уважаемая Галина, школьное образование готовит роботов, отбивает у детей не побоюсь этого сказать мышление, здравый смысл и так далее готовя для страны рабов и роботов в лучшем случае.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости