Учебники проштудировали от и до

Эта история с учебниками повторяется каждый год. Дети жалуются: «Непонятно!», родители сетуют: «Сложно!» Учителя–предметники готовы с ходу предъявить целый список претензий...
Эта история с учебниками повторяется каждый год. Дети жалуются: «Непонятно!», родители сетуют: «Сложно!» Учителя–предметники готовы с ходу предъявить целый список претензий. А ведь за качеством учебников у нас следят основательно, средств на их издание тратится немало: только в нынешнем году израсходовано более 54 млрд. рублей. Проверка же ведется самая тщательная от момента создания книги авторским коллективом до ее выхода в свет. По словам министра образования Сергея Маскевича, нам впору говорить о собственной системе по подготовке учебников для школ: тестирование, конкурс, апробация, эксперимент. Самой основательной доработке пособия подвергаются, так сказать, «в действии». Такую опытную проверку ежегодно проводит Национальный институт образования. Критерии серьезные: книга должна соответствовать учебной программе, возрасту, материал — излагаться доступно, последовательно и т.д. В 2012/2013 учебном году прошли экспертизу 62 учебника для учреждений общего среднего и специального образования. И что оказалось?

Эксперты (а это 460 учителей, 17 преподавателей вузов и методистов институтов развития образования) проверяли «от» и «до»: язык и стиль изложения, иллюстрации, взаимосвязь с другими предметами и многое другое. Все книги в целом получили добро, к переизданию рекомендованы, признает и.о. директора Национального института образования Олег Лисейчиков. Но не обошлось и без недочетов. К шрифтам и то возникли претензии. Скажем, в учебнике по географии для 8–го класса не выделены были должным образом географические названия. Вообще же у экспертов только к этой книге набралось сразу 7 замечаний — от «четко формулировать определения основных понятий» до «соблюсти принципы доступности при изложении учебного материала». Последнее, к слову, касается таких важных тем, как климат и природные зоны Земли, население мира, мировое хозяйство и Северная Америка. Наверное, больше всего повезло семи– и девятиклассникам: у первых идеальными по соответствию учебной программе и содержанию признаны «Химия», «Математика» и «Алгебра», у вторых — «Физика», «Алгебра» и «Геометрия». Однако при этом оба учебных пособия по математике, считают специалисты, перегружены, особенно у девятых классов.

Любопытно, что сами учащиеся и их родители практически единогласно проголосовали за учебники по иностранным языкам для 5–го и 6–го классов. 90 процентов опрошенных отметили: интересно и доступно! Так же на ура прошли книги для самых младших школьников — и «Беларуская мова» с «Выяўленчым мастацтвам» для 1–го класса, и «Русский язык» для 2–го...

Вообще, переиздаются учебники c периодичностью от 5 до 6 лет. Только вот их содержание и подача материала могли бы корректироваться заметнее, считают учителя, мини–опрос среди которых провела корреспондент «СБ». Прислушивается ли кто–нибудь к их мнению? Что интересно, комиссия опытной проверки — это во многом и есть учителя–предметники с достаточно большим стажем и хорошими рекомендациями. И именно их экспертные заключения становятся если не решающими, то, по крайней мере, имеют вес. Участвуют в экспертизе и прочие заинтересованные лица: свою оценку дали более 6,8 тысячи учеников и почти 5 тысяч их родителей. Почему же, скажете, при столь кропотливой работе над каждым пособием в этом году не преодолел нижний порог по баллам для поступления в вуз каждый третий абитуриент? Отчасти свою роль играет несовершенство самой программы. И потом всем не угодишь, у каждого учителя своя методика преподавания. Поэтому без дополнительного материала сегодня по определению не обойтись, вот и приходится хорошему педагогу основательно готовиться дома и нести к уроку пособия с собственных книжных полок. Тогда как многим ребятам лень самим и лишний раз в книжку заглянуть, не говоря уже о том, чтобы поискать дополнительную информацию.

Цифры «СБ»

К учебному году 2013/2014 будет издано 191 наименование учебников и учебных пособий, из них 132 — к 1 сентября.

Что говорят учителя

Александр Фельдман, учитель математики, заслуженный учитель Беларуси:

— Каким бы ни был учебник, все дело в педагоге. Учитель не может и не должен обходиться одним, даже очень хорошим школьным изданием. Он всегда должен «обрастать» различной литературой, журналами, изучать разные источники и вырабатывать собственное мнение о том, как тему подавать ученику. Именно от учителя зависит, насколько хорошо усвоит класс информацию. Поэтому теоретический материал для урока я разрабатываю сам, все продумываю и стараюсь как можно доступнее все излагать. Дети конспектируют. Теорией из учебного пособия мы не пользуемся, очень уж сложно написано, можно все объяснить куда понятнее. Главное, всегда помнить, что основная задача и показатель для учителя — это успех его учеников.



Элина Михаленко, учитель физики:

— Основная проблема, на мой взгляд, в которой авторов винить не стоит, — это периодические нововведения в программе. Учебники просто подгоняются под эти изменения, урезаются, отдельные темы и вовсе выбрасываются. Упражнения не совсем правильно выстроены, так, что не позволяют хорошо закрепить материал параграфа, и задачи в них не идут от простого к сложному. А представьте себе шестиклассника, который увидит сложное определение! Он же и вовсе испугается физики. Ребенку нужно интересно и понятно подавать новое. Еще одна немаловажная проблема — это межпредметные связи. Одно и то же определение в разных предметах толкуется по–разному (например, влажность воздуха в физике и географии, физические величины имеют различное буквенное обозначение в разных учебниках, например, энергия в 7–м и 9–м классе). А поскольку мнение рядового учителя сильно на ситуацию повлиять не может, приходится подстраивать учебник «под себя» и объяснять детям по–своему.

Ольга ЗУБЕНКО.

Советская Белоруссия №157 (24294). Пятница, 23 августа 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter