Легенда БНТУ - профессор Антон Петрович Рябушко

Учебник жизни профессора Рябушко

Преподаватель высшей математики БНТУ Антон Петрович Рябушко — из тех людей, на чье имя коллеги ссылаются как на высший авторитет. В свои 86 лет он — личность особенно уважаемая в студенческой среде, а по любви к жизни и чувству юмора может дать фору 20–летним. Хотя о своей профессии говорит сдержанно: «Преподаю высшую математику, ну а научный интерес — теоретическая физика. Но это такой предмет, что там математики бывает больше, чем физики». А еще он, несомненно, человек–легенда. Его учебники по высшей математике уже давно стали бестселлерами не только во всех постсоветских странах, но и среди студентов Западной Европы. Некоторые книги выдержали по семь изданий! А, скажем, пособие по дифференциальной геометрии переведено на испанский и французский языки. И это только те учебники, которые Антону Петровичу довелось держать в руках, на деле же переводов намного больше.

С профессором Рябушко мы встретились на кафедре в разгар сессии. У Антона Петровича как раз выдалось свободное время, когда можно подумать о планах на будущее. Сейчас он собирается издать очередную монографию, говорит, много материала накопилось. Опытом он охотно делится с начала преподавательской работы, а точнее, с 1957 года, его учебники обеспечивают весь курс высшей математики, много и методических пособий. Причем большинство задач, что называется, собственного производства. Но студенты ценят Антона Петровича за другое — этого преподавателя никогда не увидишь на парах с замшелыми конспектами прошлого века:

— Я читаю лекции без всяких конспектов. Если не смогу без них, то сразу же уходить должен. Это недопустимо! Каждый преподаватель обязан прекрасно знать свой предмет, обладать памятью. Нет ее — и преподавательской работой нечего заниматься, потому что это некорректное поведение: сам ничего не помнишь, а от студентов требуешь, чтобы они запоминали таблицы и формулы. Тогда нужно уходить на пенсию.

К системе оценок, к слову, у профессора тоже строгий подход, ведь подопечные так и норовят 11-разное-архив-фотографии002-060215 500.jpgполучить хорошую отметку при минимальных знаниях. Если студент не может решить задачу у доски, Антон Петрович обращается за помощью к аудитории. И наблюдает, кто правильно подсказывает, «активистов» аккуратно помечает у себя в журнале. Пока в вузе только пытаются внедрить рейтинговую блочно–модульную систему оценки знаний, а профессор Рябушко уже по полной использует ее в своих группах:

— Смотрю, как студент знает теорию, как практику, как ведет конспект, как посещает занятия. За все это баллы набираются. В итоге примерно половина учащихся получает оценку автоматом, причем она честно заработана. Человек уже показал в течение семестра, что работал и учился, что еще от него требовать? Если же считает, что этого маловато, то может на экзамене досдать, ответив на стандартный билет, и доказать, что заслуживает более высокого балла. Студенты, с которыми я работаю, довольны, тут ведь как потопал, так и полопал...

Главная проблема современной молодежи, по мнению профессора, — неумение мыслить, виной чему в том числе привязанность ко всевозможным гаджетам, где одним нажатием кнопки можно найти любой термин.

— Приходят такие студенты: волосы у них на голове еще шевелятся, а извилины — уже нет. Простейшие логические размышления им не под силу. А в математике надо уметь думать, но для этого нужна постоянная тренировка мозгов. Это как в спорте: хочешь добиться результатов — тренируйся.

Как пришел в математику? Со школы. В начале Великой Отечественной Антону Рябушко было всего 12. Когда 24 июня бомбили Минск (их семья жила недалеко от оперного театра на улице Чичерина), осколком мальчишку серьезно ранило в руку. Возможности получить медпомощь не было, больницы не работали, а немцы в свои госпитали не пускали. Спас случай: родственники из–под Ракова подсказали, что там местный ксендз организовал больницу: «Меня туда завезли, там и выходили, провели ампутацию, месяца полтора лечили...» Во время оккупации не учился — вокруг голод, приходилось всевозможными ухищрениями добывать хоть какое–то пропитание:

— Местные умельцы организовали «бизнес»: у немцев втихаря покупали алюминий от сбитых самолетов и выплавляли чугунки, которые пользовались большим спросом. Мы у них эти чугунки брали по одной цене, потом садились в товарняк, ехали, скажем, в Жодино или Ивацевичи и там меняли на муку, крупу, хлеб, мясо, сало, масло, кур, яйца. Так один раз съездишь, привезешь, месяц живешь с этого. Однажды нас с отцом–инвалидом даже чуть не расстреляли — полицаи приняли за шпионов...

Когда в 1944–м освободили Минск, советская власть тут же открыла школу. Антон Рябушко окончил десятилетку с опозданием, но с медалью. Говорит, потому что соскучился по учебе. Стал смотреть, к чему больше душа лежит. Хотел сначала быть инженером, но помешали сложности с черчением — с одной рукой это трудно. Без экзаменов поступил на физмат БГУ, выбрал математику, так как «понял, что это строгая наука, где если что–то докажешь, что–то понимаешь, то уже все, никто не опровергнет. В исторических или философских науках по–другому, там каждый под себя подстраивает». Дальше были аспирантура, защита кандидатской диссертации, 17 лет в БГУ, где прошел путь от ассистента до доцента, и 39 лет в БГАТУ, где Рябушко заведовал кафедрой высшей математики. В БНТУ легендарного профессора судьба привела 6 лет назад, когда по возрасту ему не продлили контракт в сельскохозяйственном вузе.



— Ни капли не жалею! Здесь замечательное отношение к математике, я даже возглавил временный научный коллектив под названием «Движение». У меня, кстати, учебники есть, которые так и называются: «Движение тел в общей теории относительности», «Проблема устойчивости движения тел». Думаю, неплохие настольные книги для начинающих физиков, которые хотят в этой области что–то получить. Вообще, я считаю, что правильно выбрал путь, здесь есть приложение моим силам.

Антон Петрович все время в движении. На популярный вопрос, как здоровье, с ходу отвечает: «Молодею!» А потом прибавляет: «Душой». А еще отшучивается, что паспорт до 100 лет выдали, так что теперь нет выбора, обязан дожить, а потом уже будет новые планы строить. Сейчас же главная цель — помогать молодежи, вовлекать студентов в научно–исследовательскую работу. Кстати, по стопам деда пошел один из внуков, учится в магистратуре механико–математического факультета БГУ. Да и дети не обошли науку стороной: сын защитил кандидатскую диссертацию в БГУ, а дочка — доцент на кафедре высшей математики БГАТУ. Как говорит Антон Петрович, ей работать и работать — всего–то 50 лет, она еще такая молодая...

pasiyak@sb.by

Советская Белоруссия № 25 (24655). Вторник, 10 февраля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter