Учебник не может быть примитивным

Школа  завтрашнего  дня:  что  изменилось  в  содержании  учебного  процесса?

Школа  завтрашнего  дня:  что  изменилось  в  содержании  учебного  процесса? 

С 1 сентября подписанный Президентом Декрет № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования» заработает в полную силу. При сохранении лучших традиций и наработок в общем среднем образовании изменяются подходы к его организации с учетом требований времени. Конечный продукт любых преобразований в школьном обучении — новое качество и содержание учебных программ и учебников. Готовы ли разработчики программ и школьных пособий к переходу на 11-летку, какие изменения в связи с этим произошли, еще произойдут в учебном книгоиздании? С этих вопросов корреспондент «Р» начала разговор с директором Национального института образования Геннадием Пальчиком (на снимке). 

— Изменения в содержании общего среднего образования позволяют использовать учебники и учебные пособия, которые были изданы для 12-летней школы. Одновременно будет идти работа с авторскими коллективами по разработке учебно-методических комплексов для 11-летней школы. В текущем году выйдут в свет новые учебные пособия для 1-го класса по предмету «Обучение грамоте», по всем предметам для 4-го класса. По переизданному учебному пособию по белорусскому языку будут вскоре заниматься пятиклассники. Новое учебное сопровождение издадут и для курсов информатики (6-й класс), математики, химии, географии (11-й класс). 

Отмечу, что те учащиеся, которые в 2007/2008 учебном году получили общее базовое образование, в предстоящем году будут заниматься по утвержденным переходным учебным программам и пользоваться действующими учебными пособиями. 

— Проблема междисциплинарного дублирования остро зазвучала при проведении эксперимента с 12-леткой. Будет ли место этому недочету в школе завтрашнего дня? 

— В минувшем учебном году нам удалось добиться определенных успехов в вопросе оптимизации содержания общего среднего образования и снижения учебной нагрузки школьников. Эту работу выполняли группы ученых, методистов и педагогов. Они провели анализ учебных программ по всем предметам. Сложные для восприятия детьми теоретические вопросы были исключены. 

Разобрались и с проблемой дублирования учебного материала в программах по разным предметам. Например, из программ по предметам историко-обществоведческого цикла исключены вопросы, которые изучались на уроках белорусской и русской литературы, географии, биологии, астрономии. Из курса истории Беларуси исключен ряд вопросов и понятий, которые содержались в учебнике по всемирной истории. Эти результаты были учтены при разработке учебных программ для общеобразовательных учреждений с 11-летним сроком обучения. 

— Труд авторов учебников, без сомнения, непрост. И очень часто в их адрес звучат критические замечания об излишней академичности языка издаваемых учебных пособий... 

— Школа должна обеспечивать качественное, соответствующее требованиям времени и общества образование наших детей. Согласен, содержание школьных учебников должно быть доступным. В то же время недопустимо сделать его примитивным, оно всегда должно соответствовать принципу научности. 

Наш институт работает с авторскими коллективами, составителями школьных учебников. Надо признать, механизм оценки и совершенствования учебных изданий сложился достаточно действенный. С 1993 года начали проводить экспертизу учебных изданий для общеобразовательных учреждений. В такой работе участвуют ученые из ведущих вузов и научных учреждений республики, методисты системы повышения квалификации педагогических работников и высококвалифицированные педагоги. Разработаны критерии и показатели качества, в соответствии с которыми оцениваются пособия. Эксперты проверяют, соответствует ли содержание учебной книги возрастным познавательным возможностям детей, доступно ли изложен учебный материал и так далее. Работа ведется постоянно. Кстати, предложения и замечания по качеству школьных учебников можно оставить на форуме сайта Национального института образования: www.adu.by. 

— Геннадий Владимирович, не исключено, что перечень выпускных испытаний за курс средней школы может пополнить экзамен по иностранному языку. Как изменится содержательное наполнение учебников по этой дисциплине? 

— Выпускник средней школы должен уметь воспринимать иностранную речь на слух, говорить на изучаемом языке, читать и писать на нем. Поэтому содержание учебных пособий для 11-летней школы будет скорректировано с учетом требований новой единой учебной программы по данному предмету. 

Изучать иностранный углубленно можно будет на факультативных занятиях во внеурочное время. 

— А как будет компенсирован недостаток информации по исключенному из учебного плана предмету мировая художественная культура, а также по основам безопасности жизнедеятельности? 

— Общее представление о художественной культуре будет дано  в курсах «Всемирная история. История Беларуси», «Обществоведение», других, включающих соответствующие темы и разделы. Глубже познакомиться с видами искусства, особенностями развития национальной художественной культуры можно будет на факультативных занятиях по истории искусств, театральному искусству, искусству кино и других. 

Занятия по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» с учениками 2—9-х классов будут проводиться в рамках организационно-воспитательной работы или факультативных занятий. Такие занятия обязательны для всех. Разработаны программы по основам безопасности жизнедеятельности, учебные и учебно-методические пособия. 

— Историю Беларуси и всемирную историю объ­единит одна обложка учебника. Как вы считаете, Геннадий Владимирович, не приведет ли такой «симбиоз» к потере в знаниях школьников? 

— Всемирная история и история Беларуси будут изучаться последовательными блоками: вначале всемирная история, затем история Беларуси. Такой порядок изучения предмета практиковался в школе советского времени, сейчас действует в российских школах. Стоит сказать, что соотношение объемов информации по этим двум курсам практически не изменилось. 

Информационное сопровождение по предмету традиционно будут обеспечивать отдельные учебные пособия по всемирной истории и истории Беларуси. Девятиклассники, как и прежде, будут сдавать обязательный экзамен по истории Беларуси. Держать экзамен по всемирной истории и истории Беларуси могут и 11-классники, если выберут этот предмет. Но он не входит в число обязательных.  

— Дополнительная предметная нагрузка с предстоящего учебного года переносится на факультативные занятия – единственную доступную для большинства школьников альтернативу профилям. Для многих учеников факультативные занятия, можно предположить, станут основными при подготовке к поступлению. Будет ли издаваться учебная литература для них? 

— На факультативные занятия, которые будут проходить во внеурочное время, отводится 91 час в неделю. В школах, гимназиях и лицеях они разделены по направлениям — естественно-математическое, гуманитарное, обществоведческое, военно-патриотическое, музыкальное, спортивное. 

В 2006 году мы разработали программы факультативных занятий по всем предметам учебного плана. Подготовим также учебно-методические комплексы. В предстоящем учебном году педагоги могут использовать учебные программы, разработанные на основе ранее утвержденных программ для повышенного или углубленного уровней изучения тех или иных дисциплин. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter