Заменят ли комиксы традиционные учебники?

Учебник для супермена

Уже не первую неделю знакомые гоняются за учебником по алгебре для сына–семиклассника. Да–да, вы не ослышались: повышенным спросом пользуется не очередной подростковый бестселлер, а книга, главные герои которой — линейные и квадратные уравнения, многочлены и прочие понятия из мира математики. Правда, желанное пособие не совсем обычное, ведь его автор — всемирно известный карикатурист Ларри Гоник. Его фирменная изюминка — превращение скучных учебников в комиксы. До алгебры он успел объяснить в картинках всемирную историю, химию, физику и даже макроэкономику. И все это четко, кратко и с юмором. Надо ли говорить, что американские дети от такого подхода в восторге? С интересом листают пособия–комиксы в переводе на русский и наши ребята. А идею подхватывают все новые и новые авторы в разных уголках мира. Но есть ли будущее у таких учебников в белорусских школах?


Какая ассоциация у вас возникает со словом «комикс»? Супергерои, которые завладели вниманием кинозрителей, или веселые истории в картинках на страницах газет и журналов? В любом случае какие уж тут учебники! Вот и наши педагоги разных возрастов и специализаций относятся к самой постановке вопроса несерьезно. История или химия в комиксах? Да вы шутите! Сколько ни опрашивала учителей, самый популярный ответ звучал категорично: «Просто не представляю такой учебник!» Зато мнения родителей разделились, то есть немало оказалось тех, кто к идее отнесся с энтузиазмом: мол, я бы и сам почитал такую астрономию или биологию. Впрочем, сам факт, что комиксы с каждым днем все популярнее в детском окружении, уже не отрицает никто. И пока психологи объясняют, что наша культура движется от вербальной к экранной, не только дети, но и взрослые ищут в реальной жизни и искусстве нечто, напоминающее монитор компьютера. Проще говоря, предпочитают не читать и слушать, а смотреть и рассматривать. И здесь комикс приходится очень ко двору: ни дать ни взять замершие кадры видеоролика! В общем, неудивительно, что и восточные, и западные специалисты пришли к одному выводу: комикс — один из лучших информаторов в современном мире. Скажем, в японских школах детей и вовсе обучают рисовать истории в картинках. Считается, что именно так человек познает действительность, заставляя усиленно работать свое восприятие и воображение...

В наших школах комиксы пока не рисуют, но все больше мини–историй в картинках появляется в материалах для начальной школы. Не случайно: именно в этом возрасте комиксы особенно «заходят», так как малыши еще не утратили навыки общения с иллюстрированной книгой. Более того, психологи пришли к выводу: у комиксов есть масса преимуществ перед другими традиционными учебными средствами, в том числе перед фильмами на иностранных языках. Например, нарисованная история делится на фрагменты, а значит, ребенок может спокойно воспринимать сюжет в удобном ему темпе, возвращаться к предыдущим кадрам и охватывать взглядом одновременно весь сюжет. Интересно, что и у нас наиболее лояльно к идее учебник–комикс относятся именно педагоги иностранных языков. Одна из причин — в учебниках по английскому или немецкому диалоги зачастую стараются проиллюстрировать в картинках, а значит, элементы комикса уже не в новинку. Вот и учитель немецкого языка Ирина Гутор к предложению отнеслась с интересом, говорит, доводилось сталкиваться с подобными пособиями в Германии: выглядят очень ярко, да и школьникам такая форма подачи ближе. Ребята–то сейчас растут в соцсетях, где много мемов, комиксов и прочей визуальной информации. Но и здесь, по мнению учителя, важно соблюсти баланс: мало просто перевести материал в картинки — его нужно изложить грамотно, ярко и в то же время емко и без «воды».

Вероника Пунчик, доцент кафедры педагогики факультета социально–педагогических технологий БГПУ им. М.Танка, тоже относит комиксы к веянию времени, которое бесспорно способно повысить интерес школьников к учебнику. Но стоит ли увлекаться такими новациями? Проблема в том, что, стараясь отвечать на запросы современного общества, мы забываем важную деталь: не мода, а педагоги должны задавать тон в обучении. И главная опасность учебников в комиксах для нашей школы — потакание клиповому мышлению. Сделав информацию донельзя доступной, мы в итоге лишим детей процесса получения знаний, при котором материал нужно воспринять, осмыслить, воспроизвести. Обидно снизим заданный советской школой уровень образования, которым так гордимся.


Под этими словами уж точно подпишутся преподаватели литературы, ведь комиксы по мотивам известных произведений вроде «Анны Карениной» или «Войны и мира» вызывают у них исключительно недоумение. Что комикс, что краткое содержание — хрен редьки не слаще. Книга теряет свой первоначальный облик и не влияет на читателя в той мере, в которой могла бы. Увы, как раз такие интерпретации произведений уже не первый год вызывают живой интерес у школяров... А вот учителя истории готовы поспорить друг с другом. Одни уверены, что без цельного текста невозможно понимание исторических процессов, в то время как другие, наименее консервативные, преодолели себя, познакомились с нарисованными вариациями по мотивам зарубежной истории и теперь признаются, что обнаружили у комиксов и сильную сторону. Талантливым авторам удается так грамотно расставить в картинках акценты, что читатель получает возможность сфокусировать свое внимание на главном. Иными словами, можно долго объяснять на словах современному ребенку ход какой–то битвы, а можно показать тематический комикс, который даст о ней правильное представление. Говорят, это больше увлечет современного школяра и поможет даже лучше усвоить материал. Другое дело, захочет ли он в следующий раз напрягать мозг, чтобы осилить полноценный текст?..

Тем временем

Классические литературные произведения не только обретают форму комиксов, но и насыщаются эмодзи, смайликами, хештегами и прочими современными интернет–фишками. Один из последних трендов — серия книг «№Шекспир_в_смайликах», где американские литературоведы Бретт Райт и Кортни Карбоун решили донести классику до широких масс, максимально осовременив текст. Так появились «Макбет. Корона и смерть», где герои обзавелись смартфонами и общаются в интернет–переписке, «Джульетта. Вместе навсегда» с хештегом №Love4ever и «кста Гамлет», в котором Офелия меняет статус с «встречаюсь» на «все сложно».

Справка «СБ»

Временем рождения комикса считают 1895 год. Старт новому явлению дала серия публикаций про Мики Дьюгана, более известного как Желтый малыш, на страницах газеты New York World. Работы карикатуриста Ричарда Аутколта задали тон не только новому жанру, но и, по одной из версий, термину «желтая пресса».

pasiyak@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter