Учебная тревога

О подготовке водителей

На днях меня нагло подрезал джип с барышней за рулем и наклейкой «70» на заднем бампере. Классика жанра! Но когда погасли искры, вылетевшие из–под колес, я подумал о другом: не врут, пожалуй, эксперты, называющие Беларусь страной с «перегретой» автомобилизацией. Как известно из физики, если что–то перегревается, раскаляясь до критической температуры, неприятностей не миновать. Так же вот, по–моему, и с подготовкой водителей — градус здесь тоже давно и угрожающе зашкаливает.


О «кипящей» ситуации, которая сложилась в автошкольном хозяйстве, мы писали неоднократно. В частности, в материале «Газ и тормоз» («СБ» от 7 ноября) шла речь о конфронтации между государственными и коммерческими структурами. Частные опасались, что после планируемого введения новых условий для сертификации работать они прекратят. Просто не потянут требования — по оборудованию автодромов, наличию собственной техники и т.п. В свою очередь, руководители некоторых ведомственных структур сетовали: дескать, единственный в стране орган, выдающий сертификаты, подчинен Минтрансу, а значит, не всегда объективен в своих решениях. Да и вообще понятия контроля и сертификации у нас смешались в кашу, как соль с песком на улице зимой. Не потому ли долго–долго, из года в год, мы слышим о том, что автошколы работают плохо, что на дорогах — «чайники» и неумехи, а ситуация все никак не желает меняться?


Вялотекущая полемика тянулась долго, и вот недавно дело сдвинулось с нулевого километра: «монополия» устранена. По поручению Правительства аккредитован и должен приступить к работе второй орган по сертификации — Белорусский государственный институт метрологии. Одновременно пока дали отбой и планируемым новшествам. Посмотрим, как оно сложится дальше.


А пока руководители некоторых учебных организаций «бодались» с профильным министерством, в разборки неожиданно вмешался клиент. Новость из последних, облетевших интернет: в прошлом году в Минске закрылись две автошколы, а еще одна находится на грани банкротства. Причем загнулись автошколы не только потому, что кто–то их там притеснял, — им просто не хватило работы, загрузки. Ведь и в большинстве других учебных организаций столицы испытывают сейчас серьезный недобор: учебные группы укомплектованы лишь наполовину.


Чем это объяснить? Одни эксперты утверждают, что речь о «перегреве» рынка, на котором в последнее время появилось слишком много учебных заведений, вторые уводят разговор в сторону демографии.


Например, директор Республиканской ассоциации учебных организаций по подготовке водителей транспортных средств А.Максимов считает, что самая массовая группа обучаемых — молодые люди от 23 до 27 лет — себя уже исчерпала. В течение ближайших 5 лет, пока не подрастет «смена», кризис в автошколах продолжится, им придется непросто.


Может, это прозвучит эгоистично, но я этому только рад. Во–первых, потому, что за каждого потенциального курсанта организациям теперь придется сражаться — акциями, скидками, еще как–то. Во–вторых, и это главное, на дорогах в связи со снижением количества желающих получить права должно полегчать.


Ведь сколько можно штамповать водителей? Только за последние 5 лет в автошколах прошли подготовку около 700 тысяч человек. Фактически заветную шоферскую «корку» получили жители двух областных центров. Машина в списке ценностных приоритетов наших граждан пока неоправданно занимает верхнюю строчку, это факт. Да и экономически тоже имеем явный дисбаланс: по отношению к ВВП покупаем автомобилей даже больше, чем наши более богатые соседи. Тут, конечно, можно и порадоваться: не бедствуем, значит. Но проблема ведь в том, что и дороги, и стоянки–парковки, да и учебные организации, которые не могут обеспечить качество подготовки, за этим «валом» не поспевают. Это и есть автомобильный «перегрев».


Как быть? Вводить «лимиты» на водителей, конечно, глупо. Но есть и другие варианты. К примеру, чем плоха идея о двухфазовом обучении, которую высказали недавно в «Белтехосмотре». Смысл в том, чтобы «корку» давали не сразу после того, как курсант закончит обучение и сдаст экзамен в ГАИ, а по прошествии испытательного срока — 6–, 12– или 18–месячного. В это время «полуводитель» будет ездить по временному удостоверению, соблюдая целый ряд ограничений. А если уж покажет себя с хорошей стороны, то тогда получит полноценные права. Отсев в таком случае произойдет однозначно, а значит, «пар» из системы выйдет и градус напряжения на дорогах спадет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter