Учеба с зеленым оттенком

Корреспонденты “НГ” побывали в учебных заведениях, где есть свой пруд с карасями, уроки проходят в лесу, а в зимнем саду живут громадные черепахиЛюбой психолог подтвердит: если совмещать учебу с созерцанием прекрасного, процесс пойдет быстрее и без лишних нервов. В Минском институте управления и столичной гимназии № 19 этот нехитрый секрет давно раскрыли, поэтому к зеленому благоустройству своих территорий подошли с целой философской концепцией. За это и попали в экологическую историю нашей страны в качестве победителей различных номинаций конкурсов по благоустройству. Удивляться тут и правда есть чему.

За первым корпусом начинается... Чехия
То, что Минский институт управления высоко оценят за ту красоту, которую сотрудники и студенты вуза навели на своей территории, можно было ожидать. Хотя в ректорате говорят, что награда стала приятным сюрпризом. Благоустройство здесь — это не просто работа, а образ институтской жизни: украшать имеющиеся “квадраты” земли начали 17 лет назад, когда институт только открылся, и продолжают до сих пор — круглый год и каждый день.
— Поначалу здесь была просто свалка, — провел нас по институтскому садику с фонтаном и прудом с настоящими карасями проректор по административно-хозяйственной деятельности Борис Кусенков. — И мы с помощью одной машины несколько недель сначала вывозили мусор, а потом начали придумывать, как благоустроить лестницеобразную территорию. Хотелось сделать это так, чтобы не нарушить природный ландшафт.
К продумыванию деталей будущего сада с говорящим названием “Романтический” в разное время подключались студенты, педагоги и другие работники института. Для начала привезли много валунов и булыжников, из которых стали сооружать ограждения для клумб и аллей сада. Потом решили оформить центральный вход в этот самодельный парк: разбили цветники и среди них установили фонтанчик — дворовый интерьер сразу приобрел какой-то взрослый “парковый” колорит, поэтому эксперименты с водой решили продолжить.
— В институте идет постоянное умственное развитие, поэтому и педагогам, и студентам нужно отдыхать и морально разряжаться, — рассуждает Борис Алексеевич. — Как известно, человека лучше всего расслабляет вид и звук журчащей воды. Нам и пришла в голову идея использовать ступенчатый ландшафт нашей территории для создания небольшого прудика, из которого вниз лестницей спускался бы ручей в окружении цветов и зелени.
Направление и обрамление каждой ступеньки, опять же, придумывали самостоятельно. Когда все получилось, Борис Алексеевич съездил к себе на родину, в Смолевичский район, и привез несколько карасей. Рыб поселили в получившийся пруд, в котором они до сих пор и живут — правда, уже в окружении десятков своих размножившихся собратьев. А недавно в качестве апофеоза благоустройства работники института соорудили в глубине сада беседку.
— Однажды приключился забавный случай с нашим садиком, — вспоминает Борис Алексеевич. — В один из солнечных дней меня кто-то сфотографировал на фоне пруда с ручейком. Иду я с этим снимком по корпусу и встречаю коллегу. Она посмотрела на фото и спрашивает: “А где это вы? Наверное, в Чехии?” Я рассмеялся и говорю: “Так сходите за первый учебный корпус в наш сад — и тоже окажетесь в Чехии”. Так что ничего невозможного в благоустройстве нет — нужно только захотеть сделать территорию вокруг себя лучше.
Правда, и уход за такой красотой, отмечают в вузе, нужен тщательный. Например за цветами, каскадами и прочей зеленью Минского института управления следят четыре человека. Летом к ним подключаются студенты, из них формируют отряд и приобщают ко всем видам работ: устраивать дорожки, следить за газоном, обновлять беседки и скамейки. В результате капля по капле получается тот результат, который потом и оценивается на “десяточку”.
Вместо класса — сад, вместо парты — дерево
Столичная гимназия № 19, напротив, свою победу сразу в нескольких номинациях конкурсов по благоустройству воспринимает не как неожиданность, а справедливую оценку проделанной работы. Нет, это не напускная самоуверенность, а закономерность, ведь у гимназии экологический уклон образования. Отсюда и более чем пристальное внимание к зеленому обрамлению не только дворовой территории, но и самого здания школы: ребята здесь не просто любуются природной красотой, а вполне серьезно изучают ее на уроках и сами принимают участие в создании двух школьных садов — зимнего и природного. У этих зеленых оазисов есть даже другое официальное название — экспериментальные лаборатории.
— В природе уже все есть: и красота, и разумность, и одухотворенность. Нужно только увидеть это, открыть и понять: не изменить или переделать, а именно выявить то, что в ней заложено. Именно “философия природы” и легла в основу создания нашей экспериментальной лаборатории “Природный сад”, — провела экскурсию по зеленому дворику гимназии заместитель директора Светлана Давидовская. — Мы создали здесь сад камней и сад мхов, которые не просто украшают территорию, а служат “живым” учебным материалом для школьников. А чтобы и уроки получались максимально приобщенными к природе, в хорошую погоду некоторые занятия проводятся в импровизированном открытом классе: вместо стульев — пеньки, вместо книжек — настоящие растения и камни.
Кстати, именно природный сад гимназии выделили из всех участников сразу в двух конкурсах — республиканском на лучшую композицию по озеленению и обустройству территории и городском состязании “Зеленый мир дома” в номинации “Садовые изюминки”. Однако есть в гимназии еще и зимний сад, который также отметили в городском конкурсе. Подобные “зеленые уголки” сегодня стараются сделать практически в каждой школе, однако такого размаха удается достичь единицам! Зимний сад в гимназии № 19 занимает целый учебный кабинет: в нем ученики ставят эксперименты, на живых примерах изучают жизнь и развитие десятков видов растений, а также рыб и некоторых земноводных.
Любимыми питомцами, конечно, являются большущие сухопутные и водные черепашки, у каждой из которых есть имя. Каких-то питомцев покупала школа, а некоторых в зимний сад приносили сами ученики. Та же история с растениями: один малочай, например, ученик специально привез в свою школу из Греции, многие растения подарил гимназии Ботанический сад.
— Коллекция растений нашей экспериментальной лаборатории включена в проект Ботанического сада “Ботанические коллекции Беларуси”, — рассказывает Светлана Давидовская. — Эти коллекции являются частью культурного наследия нашей страны и результатом коллективных усилий сотен людей на протяжении многих лет, так что мы таким достижением очень гордимся.
Кстати, занятия по изучению растений было бы неплохо ввести в каждой школе — практика экологической гимназии только лишний раз в этом убеждает. Например, в зимнем саду растет очень много растений, которые в природе считаются ядовитыми, и уже младшеклассников учат отличать их от абсолютно безопасных. Такие знания могут пригодиться в каждом доме, ведь сегодня модно украшать интерьер редкими или экзотическими цветами. Так что создание красоты — это не только эстетично, но еще и полезно. Берите пример!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter