Куда податься абитуриенту, чтобы наверняка угадать с востребованной профессией

Учеба прибыль бережет

В нынешнем году, учитывая перенасыщенность рынка труда, вузы страны сократили набор на некоторые специальности — в общей сложности студентов стало меньше на 2 тысячи. Парадоксальный факт: популярные у абитуриентов специальности экономистов и юристов сейчас среди наименее востребованных работодателями. И такая ситуация наблюдается не первый год.

В  городах на 1 июня безработным был 21 врач. При этом вакансий в службе занятости для них было 2405, то есть спрос оказался выше предложения в 115 раз. На 164 вакансии воспитателя дошкольного образования приходилось 44 безработных, а на 136 вакансий педагога дополнительного образования — 16 человек. Среди 77 свободных рабочих мест социального педагога могли выбирать 12 нетрудоустроенных специалистов, а на 57 предложений работы для педагога-организатора могли откликнуться 7 человек. И при всем при этом молодежь упорно рвется на факультеты международных отношений и прочие направления, игнорируя статистику и здравый смысл. 


— Существует такое понятие, как “трендовые профессии”, — комментирует председатель Постоянной комиссии по образованию, науке и культуре Палаты представителей Игорь Марзалюк. — Молодые люди считают, что именно в этих сферах их ждут золотые горы, и переубедить их, а тем более переориентировать на другие направления достаточно сложно. Немаловажную роль играют и родители, во времена молодости которых именно экономисты и юристы были в числе тех, чей труд оплачивался наиболее высоко. 

На некоторых направлениях будущих специалистов сейчас готовит слишком уж много вузов. И если трудоустройство платников — их личное дело, то подходы к цифрам набора на бюджетную форму обучения нужно менять, уверен депутат: 

— Во-первых (и это уже говорится на самых разных уровнях), нужен постоянный мониторинг. В условиях рыночной экономики это будет сделать непросто, но жизненно необходимо. Жесткие и гарантированные прогнозы делать не получится, но они должны быть и среднесрочными, и долгосрочными с постоянной корреляцией в зависимости от колебаний рынка труда. Во-вторых, на выпускников вузов бюджетной формы обучения должен быть четкий государственный заказ. В определенной степени он существует и сейчас, однако нередки случаи (причем в последнее время они приобрели чуть ли не массовый характер), когда предприятия, которые в начале учебы гарантировали трудоустройство, отказываются от своих обязательств. Недопустимо, чтобы заказчик не нес за это никакой ответственности. Госзаказ должен предусматривать также и работу на перспективу. Например, если решено развивать какое-то новое направление в экономике, нужно сразу планировать подготовку соответствующих специалистов. 

Игорь Марзалюк убежден, что количество бюджетных мест должно быть ограничено, а необходимые экономике специальности сосредоточены в ведущих вузах страны и тех высших учебных заведениях, которые подтвердили свой профессионализм, имеют хорошую базу и грамотный профессорско-преподавательский состав: 

— Это то, о чем говорил недавно заместитель Премьер-министра Василий Жарко: в вузах должен существовать жесткий конкурс на право открывать ту или иную специальность. Причем, с моей точки зрения, принадлежность (частный или государственный) не имеет значения. Главное — это соответствие высоким критериям высшей школы. Не секрет, что на некоторые учебные заведения есть нарекания — они как раз и выпускают тех работников широкого профиля, которые не могут устроиться из-за отвратительной подготовки. Кроме всего прочего, есть один важный момент. Я считаю, что если человек хочет получить образование платно, его право должно быть реализовано. Но в то же время у него должны быть гарантии того, что все вузы, зарегистрированные в Беларуси, могут гарантировать ему качественное обучение. 

Если в стране всерьез возьмутся за решение этих вопросов и мест в высшем образовании станет меньше, то автоматически выравняется и ситуация с профессионально-технической сферой, где сейчас наблюдается явный недобор, резюмирует эксперт: 

— Многие молодые люди идут в вузы в надежде на хорошую заработную плату и высокий уровень жизни. Но на самом деле, с практической точки зрения, хороший электрик с гораздо большей вероятностью найдет себе не только место работы, но и приработок, который позволит ему содержать семью. Не говоря уже о том, что, имея в активе любое ремесло, вы никогда не пропадете в жизни. Я считаю, что все люди не могут получить высшее образование — это совершенно нормально. Кто-то не хотел постигать книжные премудрости, но он замечательный автомеханик. В то же время должна быть сохранена многоступенчатая система, при которой любой человек может повысить уровень своего профессионализма, если он понимает, что ему не хватает знаний для дальнейшего карьерного роста — поступить на заочное либо стационарное обучение по профилю. 

Впрочем, далеко не все согласны, что госзаказ при приеме на бюджет и сокращение цифр приема чему-то реально помогут. По мнению руководителя ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергея Балыкина, нельзя превращать все в планирование:

— В конце концов, мы все исправно платим налоги и каждый гражданин имеет право на доступ к бесплатному высшему образованию на конкурсной основе. А будет ли он потом работать по профессии — его личное дело. И еще один важный момент: нам необходимо повышать качество подготовки специалистов. Потому что на самом деле грамотный, хорошо подготовленный человек всегда найдет себе работу. Будь он хоть экономистом, хоть юристом, которых, как говорят, сейчас пруд пруди. 

По прогнозам кадровых агентств на ближайшую пятилетку, в топ-рейтинг самых востребованных профессий будущего вошли ИT-специалисты, инженеры, маркетологи, педагоги, медики, специалисты в области сервиса, нанотехнологи, логисты, химики, топ-менеджеры и аналитики рынков. Однако можно ли с такой уверенностью говорить о том, что будет завтра? 

— В условиях современной изменчивой экономики прогнозировать что-то на достаточно долгий срок (не будем забывать о том, что мы говорим о студентах вузов, которым нужно отучиться как минимум четыре года, чтобы получить диплом) достаточно сложно, — рассуждает ведущий специалист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Катерина Борнукова. — С наибольшей долей вероятности можно предполагать, что наверняка не сдаст позиций, а будет только развиваться ИT-отрасль. Не факт, что через некоторое время всех бухгалтеров не заменят специализированные компьютерные программы. С точки зрения логики остаются профессии, представителей которых сложно заменить технически. Например, беспроигрышный вариант — профессия врача, учителя или специалиста в сфере услуг. 

Перемены назрели не только в системе набора студентов в вузы. Надо дорабатывать саму схему получения высшего образования. По сути дела, мы получаем его один раз и на всю жизнь. Да, технологии меняются, и за ними учебным программам не угнаться. Поэтому нужно готовить не столько узких специалистов, сколько грамотных людей, готовых всю жизнь учиться. В том числе и самостоятельно. На некоторых направлениях будущих специалистов сейчас готовит слишком уж много вузов. И если трудоустройство платников — их личное дело, то подходы к цифрам набора на бюджетную форму обучения нужно менять.

Василий Жарко, заместитель Премьер-министра:


— Конкретные цифры приема должна определять экономика. 

У нас же пошел перекос. До сегодняшнего дня набор в вузы планировали ректоры (им выгодно большее количество студентов-платников). Теперь этим будут заниматься Министерство труда и социальной защиты и Минэкономики исходя из потребностей отраслей. Когда повысим проходные баллы, тогда в вузы поступят те, кто должен учиться.

bebenina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter