Учеба даром не проходит?

Почему по–прежнему актуальна проблема поборов в школе
Почему по–прежнему актуальна проблема поборов в школе

Из года в год на образование выделяется все больше бюджетных денег. При том, что и школ, и учеников становится меньше. Школам предоставлено право зарабатывать, привлекать средства спонсоров. И все равно родители сдают деньги: на краску, на шторы, на паркет, на обои в класс, на выпускной, на подарок школе... Этот перечень каждый может смело продолжить, исходя из собственного опыта.

Без малого 20 лет я работал учителем, поэтому замечу: во все времена лучшим подарком ему были отличные знания учеников. К началу и окончанию учебного года — цветы. Это — не взятка, а традиция, которую, на мой взгляд, сохраняют сами родители. Не знаю ни одного педагога, который бы вымогал букет.

Если же он вымогает деньги на подарок себе, любимому, занижая отметки, — что ж это за учитель? Но ведь порой и родители хороши. Не каждый добрый и интеллигентный педагог устоит перед их благодарственным напором, особенно когда слышит слова о смертельной обиде, если подарок не будет принят. Короче, не дарите подарков, и проблема будет снята.

Что же касается ремонта и материальной помощи учебным заведениям, то тут разговор особый. Без упоминания попечительских советов не обойтись. Такая форма поддержки образования — не наше изобретение. Еще императрицей Екатериной при Воскресенском монастыре был создан Институт благородных девиц и учрежден его попечительский совет, одна из основных обязанностей которого — помогать находить средства. Не вымогать, а помогать!

Для чего создавались попечительские советы? Чтобы оградить школьного учителя как от сбора денег, так и от обвинений в том, что он присваивает их себе. Его дело — учить и воспитывать, а не бухгалтерией заниматься. Предполагалось, что попечителями будут не все, а только достаточно богатые люди, руководители фирм, предприятий, чьи дети учились или учатся в школе, состоятельные бывшие выпускники. Замысел, как видите, хороший. И, по большому счету, удалось справиться хотя бы с одной задачей: учитель родительскими деньгами больше не распоряжается.

Но, к сожалению, значительная часть попечительских советов выбрала самый легкий вариант привлечения финансовых средств. Состоятельные люди соглашаются их возглавлять, но жертвовать собственные деньги школе не спешат. Зачем утруждать себя поиском других спонсоров, если родитель всегда рядом? Поэтому, игнорируя добровольность взносов и пожертвований, попечительские советы обложили данью поголовно всех пап и мам, невзирая на достаток семей.

Так как собранные средства обычно перечисляются на расчетный счет школы, то законность действий формально обеспечена. Правда, ни в одном законе, ни в одном официальном документе не прописано, что родители обязаны спонсировать из своего кармана ремонт школы или покупку оборудования. Но ведь вы же хотите, чтобы чадо училось в престижной гимназии? Так неужели это так трудно — купить бочку краски, компьютер или перечислить на счет определенную сумму? Ладно бы только это, все–таки деньги — на пользу. Известны случаи, когда попечительские советы заключают заведомо невыгодные договоры со «знакомой» фирмой, в которой те же краска, обои или компьютер стоят значительно дороже. Когда родительские средства идут на полюбившиеся директорам «евроремонты», причем не классных комнат, а директорских кабинетов. На приобретение того, без чего школа вполне могла бы обойтись: подвесных зеркальных потолков, электронных турникетов, на гранит и мрамор, не говоря уже о коврах, кофеварках, электрочайниках и т.п. Желание быть лучше всех похвально, но почему — за счет родителей?.. А ведь для нормальной работы учреждений образования есть государственные средства, нужно лишь правильно ими распорядиться. Только в 2003 году минским школам было выделено 25,5 млрд. рублей, в том числе и для того, чтобы ликвидировать традиционные поборы на ремонт, которыми повсеместно облагались родители учеников.

Всем миром с проблемой поборов мы, конечно, справимся. В законодательном плане для этого потребуется пересмотр полномочий попечительских советов и усиление ответственности (на сегодняшний день она вообще отсутствует) за их деятельностью. Но и родители не должны оставаться в стороне, молчаливо соглашаясь с любым требованием администрации школы или общественного органа.

Владимир ЗДАНОВИЧ, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научно–техническому прогрессу.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter