«Желание помогать людям было всегда»: один день с участковым инспектором Игорем Мискевичем

Участковый — от слова участие

Люди приходят в опорный пункт, звонят на стационарный и личный телефоны. Потому что они знают своего участкового. И самое главное — доверяют ему. Корреспондент «Р» отправилась на дежурство с участковым инспектором Игорем Мискевичем и увидела, как майор улаживает семейные скандалы с сюжетом покруче любого бразильского сериала.


Достучаться до разума

— Фрунзенский район — самый большой в стране. Более 500 000 человек населения. Работы полно! Только на нашем участке 20 000 человек и около полусотни многоэтажек на трех участковых инспекторов, — начинает наш разговор старший участковый инспектор милиции общественной безопасности УВД Фрунзенского района Минска Игорь Мискевич.

В УВД Фрунзенского района Игорь Мискевич работает почти 13 лет. Говорит, желание помогать людям было всегда, поэтому с работой участкового попал в яблочко. Начинал со службы в Брестской области, потом женился и перевелся в Минск. Работать в милиции Игорь Мискевич хотел всегда и не видел себя кем-то другим. 

…На часах — 15:00. Вторая смена. Планы на ближайшие восемь часов — разобраться с некоторыми заявлениями и проверить подучетный контингент, то есть скандалистов и выпивох. С собой у Игоря Мискевича телефон и рация. В случае поступления вызова отреагирует оперативно.

В обязанности участкового входит не только реагирование на вызовы. Он должен проводить профилактические беседы, следить за каждым проблемным жителем, направлять в ЛТП и помогать с документами для устройства на работу. Частенько приходится выступать медиатором в урегулировании соседских конфликтов. 

— На одних наши профилактические беседы влияют положительно. Хватает примеров, когда человек завязал, нашел работу, наладил отношения с близкими. Есть и те, на кого разговоры не действуют. Пока человек сам не захочет бросить, никакие наркологи ему не помогут. Если вижу, что удалось достучаться до него, но без помощи специалиста он не справляется, не пожалею времени, возьму за руку и доведу до Гастелло (Городской клинический наркологический диспансер Минска. — Прим. ред.), — говорит Игорь Мискевич.

За хорошим примером далеко ходить не надо. Неподалеку, на улице Бирюзова, живет давний подопечный участкового — Александр. За свои 40 лет он съездил в ЛТП аж четыре раза. Последние полгода не пьет. Семья, к слову, положительная. Супруга работает нянечкой в детском садике, старшая дочь — врач-педиатр. Совместными усилиями семьи и участкового Александра удалось вытащить из той пропасти, в которую он сам себя загнал. 

Участок ответственности Игоря Мискевича огромный. Тут и многоэтажки, и частный сектор, и ТЦ «Корона», и новый жилой комплекс «Каскад»… В общем, горячая точка по местным меркам. Но участковый справляется.

Дел невпроворот

На часах 17:30. Держим путь на улицу Бирюзова. Люди возвращаются с работы домой, кто-то заходит в магазин за чекушкой. На любителей посидеть хорошей компанией на скамеечке под окном жалобы от соседей сыплются как из рога изобилия. За дежурство на участок приходится по 6—7 таких визитов, а в теплый период — больше десяти. 

Одного из любителей горячительных напитков замечаем у стен Социально-педагогического центра с приютом Фрунзенского района Минска. Валентин давно на карандаше у участкового. Внятного ответа на вопрос, почему в подпитии он ошивается у стен приюта, житель дома № 35 по улице Бирюзова дать не смог.

Валентин давно на карандаше у участкового.

— Можно, я пойду домой? — невнятно бормочет Валентин, накативший после тяжелого рабочего дня грузчиком.

Чтобы Валентин не попал в приключения по пути домой, участковый решает провести его до квартиры. Заодно проверить состояние жилплощади. К ней у соседей тоже были вопросы. Таких квартир на участке немного, но внимание к этим местам повышенное: там могут употреблять спиртное, скрывать уголовников или делить украденное.

Поднимаемся в нужную квартиру. Внутри порядок. Вопросов нет.

— Валентин, вот ты сейчас посидишь и опять куда-то пойдешь за приключениями. Стоит мне только за дверь выйти.

— Честное слово, товарищ майор, никуда не пойду, — обещает Валентин. — Буду лежать и смотреть телевизор. 

…Несколько минут спустя Игорь Мискевич стучится в дверь квартиры в доме № 54 на улице Кальварийской. С обратной стороны слышно какое-то движение, лениво лает собака. Пока хозяйка готовится впустить гостей, участковый обрисовывает ситуацию. Елена живет с матерью. Обе увлекаются алкоголем и собиранием картонных коробок на макулатуру. Антисанитария стала причиной попадания их квартиры в список притонов. Что особенно странно, ведь мать Елены — уборщица в ЖЭСе. Антисанитария, плюс различного рода инфекции, плюс пожарная безопасность — соседей понять можно. Их коллективное обращение к участковому дало свои результаты: Елена с матерью прибрались в квартире.

Квартира Елены стала заметно чище после последнего визита участкового

— Вам помощь нужна какая-нибудь? — начинает инспектор. — С уборкой, может быть?

— Не, у нас все убрано. Какие фотографии? Так, когда это было? — затягивает Елена, когда Игорь Мискевич показывает ей шокирующие снимки ее квартиры недельной давности…

Квартира Елены стала заметно чище после последнего визита участкового. Игорь Мискевич похвалил женщину и пообещал в ближайшие дни зайти еще раз: 

— Бывает, идешь домой, проходишь мимо дома одного из подучетных, заглянешь лишний раз. Спросить, как дела, посмотреть, какая в квартире обстановка. Каждый ведь может оступиться… А такие визиты стимулируют их держаться.

«Участковый должен услышать обе стороны» 

По пути на следующий адрес разговор заходит о так называемых профессиональных жалобщиках. Игорь Мискевич часто выбывает на вызовы к пенсионерке, которой кажется, что в ее квартиру кто-то проникает. Бабушке глубоко за 80, она страдает целым рядом расстройств… Но закон есть закон — и на каждое обращение участковый обязан отреагировать. 

Будни участкового наполнены разными ситуациями. Семейные ссоры, кражи, драки, распитие спиртных напитков в общественных местах... Неподготовленных людей это бесконечное ток-шоу «Пусть говорят» от смены к смене может утомить. Но милиционеры к нему привыкли. Слушают внимательно, задают уточняющие вопросы, докапываются до сути.

Игорь Мискевич говорит, что шумные соседи — тема неисчерпаемая:

— У кого-то рояль, у кого-то дрель, а кто-то заядлый любитель «флэтов»… Бывает, поступает вызов на конкретный адрес, а ты уже знаешь, кто там живет и в чем суть конфликта. Каждый участковый должен изучить свою территорию. И не только проблемные квартиры. Конфликты ведь у каждого случаются. Соседи могут поругаться из-за велосипеда в подъезде или громко работающего телевизора. Участковый должен услышать обе стороны, помочь людям найти компромисс. 

Досконально обсудить тему шумных соседей не успеваем: у супермаркета участковый замечает еще одного «знакомого». Молодой человек, словно школьник, пойманный родителями с поличным, стыдливо прячет алкогольный коктейль за спиной.

— Когда ты перестанешь ерундой заниматься? — пристально смотрит на него участковый. — За «коммуналку» платишь? А брат где? Жена его все еще в садике работает?

Кажется, участкового Игоря МИСКЕВИЧА на вверенном ему участке знает и стар и млад. Вот что значит неравнодушный человек.

Кажется, Игорь Мискевич в курсе дел каждой семьи на вверенном ему участке. Вот что значит неравнодушный человек. По долгу службы ему приходится быть и юристом, и психологом, и другом… До протоколов дело доводит редко — всегда старается уладить конфликт, просто побеседовав.

Улица Бирюзова, 13. История за стенами потрепанной деревянной двери прячется классическая — престарелая мать живет с пьющим сыном. Тот частенько таскает ее пенсию. Когда пропажа обнаруживается, встает на колени и молит мать не вызывать милицию. Материнское сердце возьмет да и сжалится. А на следующий день все по новому кругу. Неравнодушные соседки вмешались и обратились к участковому. 

— Последнюю комиссию для направления в ЛТП ему провели в ноябре. С тех пор ни мама, ни соседки не обращались, — вводит в курс дела участковый.

— Володя дома. Вон из окна выглядывает, — хором докладывают три пенсионерки, наслаждающиеся последними теплыми деньками на лавочке у подъезда. Мимо них и муха не проскользнет. Говорят, Володька-то исправился, пьяным его давно никто не видел.

— Игорь — отличный парень. Люди 24 часа в сутки к нему обращаются, если что-то случилось. Он всегда поднимет трубку, выслушает, объяснит. Никого не проигнорирует. Сам придет, а если не получается, то напарника пришлет, — благодарны своему участковому жительницы многоэтажки.

Тем временем Игорь Мискевич лично убеждается в том, что Владимир взялся за ум. Неожиданно приходит в гости уже не первый раз, а подопечный всегда трезвый. Вот бы все как Володька… 

В кармане участкового то и дело звучит бодрый рингтон. Один вызов за другим... Ну а после смены — сразу домой. Все свободное время — семье. Мобильный на всякий пожарный всегда под рукой: мало ли что случится.

gorbatenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter