Участковый — от слова «участие»...

О нехватке сотрудников в участковой милиции

В Государственном экспертно-криминалистическом центре МВД подводили итоги профессионального конкурса среди участковых милиционеров Минска и области. По пути я размышляла об образе победителя. Киношный Анискин? Вряд ли. Этот персонаж остался идеалом 80–х прошлого века. Может, его заменил Игорь Дорошин, рожденный писательской фантазией Александры Марининой? 32–летний холостяк, любитель кошек и выходец из семьи всемирно известного оперного певца. На сытую жизнь зарабатывает сочинением рок–музыки, а участковым служит по душевному призванию... Пожалуй, тоже нет. Жизнь сильно отличается от кино и литературы.


Без лишних слов понятно: обязанностей и дел у участкового больше, чем рабочих часов. Нужно жильцов всех поименно и в лицо знать, подвалы–стройки регулярно проверять, проведывать стариков, давать напутствия трудным подросткам, урезонивать семейных скандалистов и быть готовым дать совет почти по любой проблеме... В общем, на синекуру служба эта похожа меньше всего. А значит, и желающих трудиться «и день и ночь» приходится иной раз и поискать.


Заместитель министра внутренних дел Виктор Филистович не стал скрывать от меня проблему. Нехватка сотрудников в участковой милиции чувствуется. В Минске недостает пятой части штата. Общереспубликанский дефицит — 9 процентов. «Как будем привлекать в службу новых сотрудников? — размышляет замминистра. — Повышением — на треть от нынешней — зарплаты. Да и нагрузку надо снижать. Чтобы люди могли более спокойно и качественно выполнять свою работу».


Банально, но при выборе будущей профессии именно материальный вопрос зачастую главный в списке тех, которые кандидат планирует задать будущему работодателю. А значит, и ответ должен быть достойным. Иначе все больше столов в общественных пунктах охраны правопорядка будет пустовать... А чем меньше сотрудников, тем тяжелее груз обязанностей на плечах оставшихся. Выполнять же двойную работу за одну зарплату согласится не каждый... Впрочем, минским соискателям грех жаловаться: по словам заместителя начальника управления кадров ГУВД Мингорисполкома Василия Николайчука, средняя зарплата лейтенанта–новичка — от 1.200.000 белорусских рублей.


Тем не менее с кадровым дефицитом в столичной службе участковых я столкнулась лично. За полтора года, что мы снимаем в Минске квартиру, местный участковый ни разу не постучался в дверь. Не поинтересовался, кто такие, чем зарабатываем, почему вынуждены снимать жилье... То ли времени у него от чрезмерной нагрузки не хватает, то ли работает спустя рукава... Впрочем, хочется верить, что из 3.600 белорусских участковых чрезмерной успокоенностью страдают лишь некоторые.


Жителям деревень Поварчицы, Летенец и Авины Солигорского района с участковым — Григорием Маркулевичем (одним из победителей конкурса) — явно повезло. Радушная улыбка, добрый взгляд, мягкий, располагающий к беседе голос. Такому участковому и впрямь не боязно свою беду–проблему доверить: он сделает все возможное, чтобы ее разрешить.


— Чем заслужил сегодняшнюю награду? Наверное, хорошим отношением к службе. Работа участкового особенна тем, что высокие технологии в ней особо не применишь: методы дедовские — общение с людьми и удержание в памяти любых подробностей о жителях, — Григорий Маркулевич делится профессиональными секретами. — Стараюсь обращать внимание на манеру разговаривать, привычки, материальное положение — подозрительно, если человек тратит больше, чем зарабатывает. Однажды благодаря натренированной памяти раскрыл грабеж, можно сказать, не выходя из кабинета. В опорный пункт прибежал сельчанин и рассказал, что попутчик, с которым он беседовал по дороге домой, вдруг вырвал у него из рук мобильник и дал деру. Приметы потерпевший описал «средние», но зато вспомнил, что в разговоре грабитель упомянул, где работает. Я тут же определил «подозреваемого номер 1» — вора–рецидивиста, который и раньше почему–то представлялся сотрудником этого предприятия. Придя вместе с понятыми к нему домой, попросил выдать украденный телефон. Удивленный злоумышленник отпираться не стал, и преступление было раскрыто.


Вот и подтверждение тому, что участковый — не от слова «участок», а от «участие»: не знай назубок Григорий Маркулевич всех своих подопечных, грабеж мог бы так и остаться нераскрытым. А потерпевший засомневался бы в силе милиции. Непростая работа. И ответственная. Как раньше говорили — передний край. Пожалуй, некомплект службы можно объяснить и тем, что человека с улицы на участок не поставишь. К качеству работы здесь особые требования.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter