Как перерабатывают и реализуют древесину с поврежденных ураганом лесосек

Убрать, распилить, продать

ВСПОМНИМ: прошлогодний ураганный ветер, переходящий в настоящее торнадо, за каких-то двадцать минут положил на своем пути лес более чем на 10 тысячах гектаров. Поврежденные участки предстояло убрать в сжатые сроки, чтобы древесина не потеряла качество. Пострадавшим районам помогала вся страна, и с ветровалом справились в положенное время. Сейчас в лесхозах убирают его на труднодоступных участках, заготавливают также снеговал. Ставится задача переработать сырье по максимуму на предприятиях Беларуси, а не вывозить за пределы страны кругляк.  Где и как налажена переработка древесины с лесосек поврежденных делянок, могут ли ее купить местные жители и по какой цене, выясняли корреспонденты «СГ».

Председатель КГК Леонид Анфимов: «1 мая и ни днем позже!»


Во время итоговой коллегии Минлесхоза председатель Комитета государственного контроля Леонид Анфимов обратил внимание на некоторые недоработки в лесной отрасли в прошлом году. 

Например, в Минлесхозе рассказали, что  заготовлено порядка 4,4 миллиона кубометров буреломной древесины, убрано свыше 15 тысяч гектаров поврежденных площадей. Леонид Анфимов в свою очередь указывает на недоработки: остались неразработанными делянки, где ветровал повалил по 0,3—0,5 гектара деревьев. И находятся они далеко не в труднодоступных местах. Оказалось, что было выдано немало лесорубочных билетов частным организациям, выделены участки, а они работу свою не выполнили. К таким подрядчикам, уверен председатель КГК, должно быть и соответствующее отношение: «Крест поставить им на продаже древесины! Чтобы даже не думали, что после того как подвели страну и лесохозяйственную отрасль, они продолжат по-прежнему работать. Всю древесину убрать до 1 мая — это окончательный срок. Не может быть больше никаких ссылок на трудности». 

Наталья БОРИСОВЕЦ, «СГ»

borisovez@sb.by


Под шум лесоповала умножали ели...


Хоть и говорят, что снаряд дважды в одну воронку не попадает, но Червенскому лесхозу достается от стихии не первый раз. Не успели восстановиться от урагана в 2009—2010 годах, как в прошлом опять несколько лесничеств сокрушительно пострадали — повалено более 4 тысяч гектаров насаждений. 66 лесхозов страны плюс коммерческие организации занимались заготовкой древесины на поврежденных участках. 

Это для простого обывателя нет разницы — что бурелом, что ветровал, а специалисты лесного хозяйства четко разграничивают: либо дерево сломано словно спичка, либо вывернуто с корнем. Но в любом случае на каждом поврежденном участке работать очень сложно, ведь приходится прибираться сквозь стену перекрученных стволов и веток. Поэтому и приехали на помощь лучшие работники. К слову, некоторые лесхозы прибывали на место уже подготовленными, зная по опыту, что с размещением могут быть проблемы. Так, Чечерский спецлесхоз прямо в лесу разбил полевой лагерь — с палатками, полевой кухней и своим распорядком. Кто-то размещался в привезенных с собой вагончиках.

Ветровальные лесосеки — самые сложные для профессионалов, тем более допускать в такие стихийные «джунгли» неподготовленных людей чревато последствиями. К тому же работало много техники, не ровен час всякое могло случиться. Поэтому население для заготовки дров туда не пускали, даже грибы и ягоды собирать не разрешали — ставили шлагбаумы, предупреждающие об опасности, вспоминает помощник лесничего Рованичского лесничества Константин Черниченко:

— Желающим подбирали делянки, однако не на территории повалов. Всего мелкий отпуск предоставлен 47 частным лицам — не больше и не меньше, чем в иные годы. Ведь  сельчане привыкли, что дрова привезут прямо во двор, по деньгам это доступно. Скажем, 7 кубических метров дров с доставкой стоят 147 рублей. К разработке лесосек привлекались и сторонние организации на услугах. И если в среднем деловую древесину у нас можно купить по 45 рублей за «куб», то ветровальную и буреломную продавали на 30—50 процентов ниже таксовой стоимости. Потому что структура дерева на таких участках, несомненно, нарушена, и деловой из нее может выйти только половина. В нашем лесничестве в основном работали лесхозы Витебской и Могилевской областей, частников было немного.

ХОТЯ понятно, среди нагромождения техники  и людей в лесу легко затеряться и выдать себя за легального заготовителя. Летом и осенью за отметками командировок в бухгалтерии того же Рованичского лесничества выстраивалась очередь. Чтобы не допустить несанкционированной вывозки, Червенский лесхоз организовал круглосуточную работу трех постов контроля движения техники на дорогах. Для дежурных поставили вагончик, а за рейсами лесовозов дополнительно следили камеры фото- и видеофиксации. 

Такие посты помогли в пресечении «нелегалов».  Вблизи деревни Пекалин на территории Смолевичского лесхоза, также значительно пострадавшего от урагана, двое мужчин загрузили в «Урал» 17 кубометров деловой ели без сопроводительных документов. Как выяснилось позже, заготовители выписали лес на вполне законных основаниях, но положенные «кубы» давно вывезли и приехали за «добавкой».  Думали, что документация «прокатит»  дважды…

Почти в полном объеме древесина в Червенском лесхозе уже убрана, в эти дни заготовки продолжают в труднодоступных местах, на болотах. На 1700 расчищенных гектарах осенью посажен молодой лес. До 1 мая планируют провести лесовосстановительные работы на всей территории, где стихией уничтожены деревья. 

Елена КЛИМОВИЧ, «СГ»

klimovich@sb.by


Делянка наша в три наката


ПОСЛЕ ураганов, пронесшихся над Брестчиной минувшим летом, прошло полгода. Уже нет следа от буреломов, которые стихия оставила на территории Ивацевичского, Березовского и других соседних районов. Почти вся древесина вывезена и реализована. 


ВПРОЧЕМ, в ГЛХУ «Ивацевичский лесхоз», угодья которого занимают свыше 104 тысяч гектаров, кое-где работы продолжаются до сих пор. Заместитель директора по идеологической работе Светлана Костюкович уточняет, что сплошной ветровал занял не более гектара. Эту площадь расчистили быстро. Убирать отдельно упавшие деревья было куда сложнее, особенно в труднодоступных местах. В начале января обильные снегопады вперемежку с ледяными дождями добавили хлопот. Деревья не выдерживали тяжести осадков, ломались словно спички. Сейчас убирают и их. Деловую древесину планируют выставить на биржу, отходы реализуют организациям и населению на дрова.

Кстати, один из самых активных потребителей сырья — ОАО «Ивацевичдрев». Древесину сюда отправляют постоянно, в том числе и убранную после ураганов. 

Своих пилорам у Ивацевичского лесхоза нет. Да в них и нет особой необходимости, когда по соседству такой деревообрабатывающий гигант. Кроме расчистки буреломов на своей территории, почти полгода работники предприятия трудились на Минщине, где ураганы наделали больше всего беды. Только в Червенском районе расчистили свыше 50 гектаров, в том числе и труднодоступные места. Занимались реализацией древесины. Из служебной командировки вернулись в последний день декабря, с начала января в своем регионе приступили к уборке деревьев, пострадавших от снегопадов. 

Нет времени расслабляться и сотрудникам Столинского лесхоза. Некоторые из них трудятся на труднодоступных делянках в Червенском районе. В январе заготавливали древесину, сейчас занимаются ее вывозом. В своем регионе упавшие деревья давно убрали. В лесхозе есть деревообрабатывающий цех. Его мощностей достаточно, чтобы обеспечивать пиломатериалами предприятие, а также реализовывать их населению. Кстати, в прошлом году столинцы активно высадили полтора миллиона молодых деревьев на 375 гектарах.

СПРАВКА «СГ»

На Брестчине от ураганов пострадало 150 гектаров. Наиболее сильно стихия ударила по Пружанскому, Ивацевичскому, Ганцевичскому и Ляховичскому районам. По словам заместителя гендиректора Брестского ГПЛО  Александра Шпудейко, буреломы расчищены. Заготовлено почти 33 тысячи кубометров древесины. Высажены молодые деревца. 

Александр КУРЕЦ, «СГ»

kurec.a@mail.ru


Дорогой в доску куб


СПРОС на стройматериалы на селе в последние годы упал. Были времена, когда он превышал  предложения, а сейчас затеять масштабное строительство на своей усадьбе решается не каждый: не многим по карману. Чаще пиломатериалы нужны лишь для мелких ремонтов. 

Зимняя заготовка древесины в Любужском лесничестве

ЮРИЙ Гринюк, предприниматель из Кличева, который много лет занимается лесозаготовками, дал примерный расклад: заказы от частных лиц на пиломатериалы за последние годы уменьшились в 3—4 раза, на изделия — в 10 раз.

— Сегодня не всякий и сруб новый поставит. Последний раз мы изготовили такой под баню в октябре прошлого года, да и то не коренному сельчанину, а жителю Минска — решил обустроить дачу в сельском родительском доме. А самый крупный заказ от сельских жителей за последний год был на 2,5 кубометра пиловочника, — рассказал предприниматель.

Если же человек платежеспособный, то первым делом идет в местный лесхоз. Там можно дешевле приобрести некондиционные пиломатериалы, которые из-за мелких дефектов не пошли на экспорт. 

Например, в Осиповичском опытном лесхозе, как рассказала инженер промотдела Елена Селедцова, цены на пиломатериалы не менялись с 2013 года:

— Куб необрезной доски 4-го сорта продается за 46 рублей, такой же первосортной (для сравнения) — 176 рублей. Обрезную  низкосортную доску можно купить от 70 рублей за кубометр. Тогда как качественные брусья на стропила или лаги стоят 220 рублей. А строганая сухая доска обойдется частному покупателю по 400 рублей за куб. Биржевая же стоимость кругляка в зависимости от диаметра и сорта — от 43 до 87 рублей за кубометр (с доставкой несколько дороже).

В деревне Липень, где расположен лесопильный цех, предварительно оформив заявление и получив наряд на продукцию в лесхозе, каждый желающий может выбрать пиломатериал. В прошлом году частники приобрели его 1124 кубометра, средняя цена 134 рубля.


Лесопункт «Вильчицы».

Начальник лесопункта Осиповичского опытного лесхоза Вячеслав Щепетов утверждает, что круглый лес людям выгоднее покупать непосредственно в лесничествах. А вот за пиломатериалами стоит обратиться именно на лесопункт:

— Наше производство благодаря глубокой обработке давно ориентируется на экспорт, до 80 процентов отправляем за границу. Но отбракованные остатки и некондицию подешевле всегда могут купить местные жители. Вот сегодня, например, у нас имеются и блок-хаус, и строганая доска для пола, и вагонка. Редко бывает, когда на остатках ничего нет. Но тогда клиенты оставляют просто заявку и ждут, когда будет изготовлена новая партия.

Чаще все же сельчане приобретают мелкие партии дешевых пиломатериалов — забор отремонтировать, обрешетку сделать. Например, в Могилевском лесхозе, где на двух лесопунктах в Вендороже и Вильчицах выпускают нестроганые пиломатериалы без глубокой обработки, покупают лишь 3—4 процента от общего объема производства.

Потому и многие частники сосредоточились на сотрудничестве с промпредприятиями, а при наличии оборудования для глубокой обработки стараются занять нишу на экспортном рынке. Сельчане все чаще обращаются в государственные лесохозяйственные учреждения, где по фиксированным ценам можно приобрести любые стройматериалы из дерева.

КОММЕНТАРИЙ

Начальник отдела производства и реализации продукции Могилевского государственного производственного лесохозяйственного объединения Василий ШИК:

— В 13 лесхозах области 14 цехов переработки. В пяти из них есть сушильные комплексы и оборудование для дальнейшей углубленной обработки древесины. За прошлый год населению реализовано 6,5 тысячи кубометров, это больше 10 процентов объемов производства. Конечно, готовые изделия продаются дороже. Сельчане покупают качественную доску для пола, вагонку, плинтус, наличник. И сетовать на дороговизну деревянных стройматериалов готов не всякий житель села.

gardiana69@gmail.com

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter