Порой мы платим деньги за то, чем не пользуемся. Что позволит избежать этого?

Убрать лишнее

Почему мы это делаем?

В виртуальном мире набирает обороты тренд, когда нам регулярно навязывают услуги, без которых мы спокойно можем обойтись. Иногда у невнимательных людей годами по рублю-два в месяц списывается с карт. Почему так происходит?

Мелочь, а неприятно

Чаще всего с «агрессивными» подписками сталкиваются клиенты сотовой связи. Произойти это может, к примеру, в момент подключения сим-карты — автоматически запускаются платные услуги. Например, мелодия во время гудка, которую слышат звонящие вам, или голосовая почта, которая срабатывает, если абонент не отвечает. 

Любопытно, что, как правило, в первые 30 дней тарификация не производится — это ознакомительный период, за который клиент должен принять решение, будет он продолжать пользоваться платными услугами или отключит их. Вот только никаких предупредительных оповещений с момента, когда деньги начнут снимать, человек не получает. Формально оператор ничего не нарушает: все условия прописаны в договоре. Но кто его внимательно читает, покупая сим-карту? 

У Аллы Николаевой из Бреста тариф мобильной связи был без абонентской платы, деньги снимали только по факту звонков и сообщений. Весной женщина провела месяц у родственников в России и не пользовалась белорусской сим-картой совсем, однако по возвращении обнаружила, что средства со счета все-таки списали. 

— Позвонила в кол-центр и попросила объяснить, на что ушли деньги. Оказалось, каждый месяц у меня списывали по 1,5 рубля за музыкальное сопровождение гудков. А я и не подозревала об этом на протяжении двух лет, — сетует женщина. 

Что касается голосовой почты, то от нее страдают не только те, у кого она подключена, но и звонящие. Каждый раз, когда человек подолгу не снимает трубку и начинается сообщение автоответчика, списываются деньги, как за полноценную минуту разговора. Что делать? Через 5—6 гудков разъединяться. Или все-таки попросить человека, до которого не дозваниваетесь, отключить услугу. 
Еще одна удочка, на которую компании сотовых услуг ловят клиентов, — невнимательность. Сегодня поток сообщений, приходящих на смартфоны, исчисляется десятками и сотнями за сутки. Мы смахиваем их на автомате. Этим зачастую и пользуются операторы. 
Ведь для подключения любых платных услуг они обязаны получить согласие клиента. В понимании большинства обычных потребителей это заключение бумажного договора или настройка нужных параметров на сайте, в приложении или посредством звонка в кол-центр. Однако операторы поступают проще, когда пытаются навязать нам свои услуги в нагрузку: отправляют смс и пуш-уведомления с предложениями рассылки о погоде, подключения игрового сервиса или анекдотами. Причем делают это сразу после завершения клиентом звонка, надеясь на то, что его невнимательность сыграет им на руку и человек случайно нажмет на сообщение, — это по факту и будет считаться согласием. Все происходит за считаные секунды, и клиент даже не успевает осознать, что случилось. Текст сообщения весьма завуалирован, в нем нет фраз вроде «подключить услугу» или «подписаться на рассылку». Поэтому и никаких подозрений не возникает.

Фото  pexels.com

Молчание — знак согласия?

Навязывают платные услуги не только мобильные операторы. В последние годы стали очень популярны всевозможные сервисы по подписке — на музыку, кино, приложения. Большинство из них заманивает клиентов бесплатным периодом. Многие думают: попользуюсь халявой, а потом отпишусь, но зачастую забывают об этом и денежки потихоньку уходят с банковских карт. Суммы-то, как правило, небольшие. 

Минчанка Наталья Ленович в феврале этого года решила воспользоваться пробным месяцем услуг на одном из популярных фотостоков. По условиям, в течение 30 дней она могла скачивать фотографии в хорошем качестве без взимания платы, однако для этого требовалось ввести данные своей банковской карты.

— Ничего удивительного. Многие сервисы работают по такому принципу, — говорит Наташа. — Я планировала за 30 дней взять нужные изображения, а потом отписаться от услуги, чтобы не терять деньги. Сумма подписки на месяц немаленькая — около 80 рублей. 

Однако сервис автоматически списал деньги за несколько дней до окончания бесплатного периода. Без преду­преждения. Наталья тут же обратилась в техподдержку с просьбой вернуть средства, так как она не собиралась продолжать пользоваться фотостоком. 

— Возврат, к счастью, прошел без проблем, а вот объяснение, почему деньги списали раньше, удивило: «Счета выставляются за несколько дней до окончания месяца для обеспечения бесперебойного доступа к изображениям», — рассказывает девушка. — Это хорошо, что я не растерялась и сразу забила тревогу. Но ведь многие постесняются обратиться в техподдержку или заметят списание с карты не сразу и потеряют деньги из-за хитрых формулировок компании. 
Выходит, по новой этике в сфере онлайн-продаж молчание воспринимается как знак согласия. А писанные компаниями условия договора — формальность, которой они сами пренебрегают в попытках заработать.

Процентное соотношение

Внимательным следует быть при подключении новых банковских карт. Это раньше ими пользовались исключительно для снятия денег в банкомате и оплаты через терминалы на кассах. Теперь же основная масса операций по пластику происходит онлайн: покупки в интернет-магазинах, погашение счетов за «коммуналку», переводы со счета на счет и многое другое мы делаем не выходя из дома через смартфон или компьютер. Оттого банки стараются к каждой карте предложить целый спектр услуг, которые позволят отслеживать списание и пополнение средств на ней. Например, смс-оповещения и пуш-сообщения на смартфон через приложение. Немногие в курсе, но чаще всего они платные. Хотя большинство стандартных карт, привязанных к зарплатному счету, бесплатные. А вот обслуживание навороченных вариантов тоже может влетать в копеечку — от безобидных 5—10 рублей до нескольких сотен.


Студентке Анне Кривонос в одном из столичных банков предложили подключить карту с выгодными условиями кешбэка (от каждой покупки банк возвращает на счет какой-то процент средств). Однако вместо заветного дохода девушка ушла в убыток: оказалось, что для бесплатного пользования картой на ее счете ежемесячно должно лежать около тысячи рублей. У студентки таких доходов, конечно, не было, поэтому ей еще и доплачивать за обслуживание пришлось.

Еще одна неочевидная услуга — плата за операции через другие банки. Например, за расчеты по картам международных стандартов Visa и Mastercard за границей взимается комиссия около 1 % от общей суммы. Отдельной строкой расходов можно назвать конверсию валют. Так, за покупки на Aliexpress клиент платит по курсу продажи доллара в заграничном банке, а не в нашем. Причем разница в курсах доллара и евро может доходить до 1,5 %. По российскому рублю бывает выше 4 %, по польскому злотому средняя разница около 24 %.

kurak@sb.by



pexels.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter