Убрали морковь – заработали себе и школе

НА ПОЛЯХ сельхозпредприятий ныне работы хватает. И не со всеми делами могут успеть управиться сами СПК: рук трудовых маловато. Почему же учреждениям образования не помочь своим шефским хозяйствам? Сегодня вопрос — а надо ли школьникам идти в поля вместо того, чтобы грызть гранит науки, сидя за партой, — может у кого-то вызвать отрицательный ответ. Но признаем честно: где еще подрастающее поколение, ныне часами напролет проводящее время за компьютерами, получит самый настоящий урок трудового воспитания? Плюс какие-никакие деньги ученики могут заработать в прямом смысле своими руками — причем первые в своей жизни.

Ученики Петришковской ОСШ помогают агрокомбинату «Ждановичи» в Минском районе. Кому-то работа в поле – отдых от уроков, а кому-то – непростой труд

НА ПОЛЯХ сельхозпредприятий ныне работы хватает. И не со всеми делами могут успеть управиться сами СПК: рук трудовых маловато. Почему же учреждениям образования не помочь своим шефским хозяйствам? Сегодня вопрос — а надо ли школьникам идти в поля вместо того, чтобы грызть гранит науки, сидя за партой, — может у кого-то вызвать отрицательный ответ. Но признаем честно: где еще подрастающее поколение, ныне часами напролет проводящее время за компьютерами, получит самый настоящий урок трудового воспитания? Плюс какие-никакие деньги ученики могут заработать в прямом смысле своими руками — причем первые в своей жизни.

Агрокомбинату «Ждановичи» школьники каждый год помогают убирать урожай.  Морковь, свеклу — кормовую и столовую, картофель. В этом году собрать морковь попросили Петришковскую среднюю школу. Решила и я вместе с учениками 7—9-х классов отправиться на поле и приобщиться к работе на свежем воздухе.

— Ученики — хорошая подмога агрокомбинату, ведь ребята собирают около 300—400 килограммов моркови в день. Это много. Когда убирали свеклу, бывало и такое, что на базу приезжала машина и выгружала до 20 тонн сельхозкультуры. Сейчас у нас на полях трудятся ребята из Старосельского, Новодворского, Озерцовского учебных заведений, — сразу вводит меня в курс дела сопровождавший нас на уборке заместитель начальника цеха растениеводства по выращиванию овощей открытого грунта ОАО «Агрокомбинат Ждановичи» Сергей Ржеутский.

— Чем же вызвана такая необходимость в помощи агрокомбинату? — интересуюсь у специалиста.

— Зачастую сами школы вызываются нам помогать. В этом есть два положительных момента. Во-первых, хорошая возможность для самой школы заработать деньги. Во-вторых, не следует забывать о трудовом воспитании детей, ведь нормированная физическая работа еще никому не повредила, — Сергей Ржеутский словно ловит мои мысли, расставляя точки над «i».

Трудовые будни школьников начинаются так: в девять утра ребят и учителей забирает автобус. На дорогу до поля уходит в среднем полчаса. В автобусе наблюдаю, как иные из подростков успевают на ходу немного прикорнуть — день предстоит нелегкий, почему не поспать еще чуть-чуть? Наконец приезжаем на поле. Моркови — целое море. Но, как говорится, дорогу осилит идущий. И мы, выслушав агронома и бригадира агрокомбината, которые показывают конкретный участок работы, где в течение дня нужно собрать урожай, беремся за дело.

Норма для ребят не устанавливается: сколько соберут, столько и отвезут потом на комбинат. Курируют работу учителя Наталья Огурцова и Светлана Бондарович. Именно они распределяют обязанности между учениками. Два мальчика — на машине, остальные помогают собирать морковь и подают ведра на грузовик, девочки задействованы на самой уборке. Все охотно и активно погружают овощи в ведра, попутно болтают о своих, ребячьих, проблемах, шутят. Не замечаю, чтобы кто-то ходил по полю с недовольным лицом или отлынивал. Сельская закалка?

— Я к работе с детства привычный, мама и папа приучили и картошку копать, и сорняки выпалывать, и к другим работам на земле, — объясняет мне восьмиклассник Витя. — Так что работа здесь меня совсем не пугает. Ну и деньги не придется потом просить у папы.

Впрочем, все дети разные и к работе в поле относятся по-разному: для кого-то это непростой труд, а кому-то — отличное время отдохнуть от уроков.

— Ездить на уборку мне нравится. Я сама по натуре хозяйственная, к тому же собирать морковь несложно. Вот когда мы ездили на уборку свеклы, уставала куда больше. Ведь она бывает и большой, и маленькой, поэтому к такой работе нужно привыкнуть, — делится со мной ученица седьмого класса Лиза Зеньчик.

В два часа дня — положенный обед. Ребята достают из своих сумок съестное, накрывают стол. Весело всем без исключения — не каждый раз на свежем воздухе, да еще в приятной компании, удается перекусить. Затем приезжает машина с горячим чаем, печеньем, что очень кстати — температура 8—9 градусов тепла, согреться не мешает.

— Нам весело: мальчики постоянно шутят... Здесь не только мои одноклассники, но и дети из других классов, поэтому у нас есть хорошая возможность познакомиться ближе, лучше узнать друг друга, — пока мы перекусываем, рассказывает мне ученица 8-го класса Петришковской ОСШ Алина Флорьянович. — Я считаю, что за это время наш класс больше сплачивается, мы становимся дружнее. Это здорово!

— В холодное время года, когда дети помогают нам с уборкой урожая, агрокомбинат постоянно организует подвоз горячих напитков и пирожных либо печенья. Машина приезжает каждый день. Это контролируют бригадиры. У них, в принципе, на контроле и весь процесс уборки. Начиная с подвоза детей на поле и заканчивая безопасностью учеников, — рассказывает Сергей Ржеутский. — Есть аптечка, если вдруг понадобится срочно первая медпомощь. Обычно, правда, обходится без каких-либо ЧП. Ребята знакомы с правилами техники безопасности, за ними постоянно присматривают взрослые.

Рабочий день длится почти столько же, сколько и уроки. Около трех часов за школьниками возвращается автобус и забирает изрядно уставших, но по-прежнему довольных ребят. В этот день собрали 3 тонны моркови — установили своего рода рекорд. «Молодцы! Так держать!» — похвалили разрумянившихся ребят работники агрокомбината и учителя.

Уборка полей с участием школьников в агрокомбинате «Ждановичи» длится практически три недели. Для ребят это еще и незапланированные каникулы, ведь на уроки в это время ходить не нужно. Однако потом им придется учиться в усиленном режиме.

— Будет больше домашних заданий, даем дополнительную работу, ведь пропущено много занятий. Но, как правило, ребята быстро нагоняют материал и начинают идти в ногу с программой. И никаких особых проблем в дальнейшем не возникает, — рассказывает учитель белорусского языка и литературы Наталья Огурцова.

На полях ученики трудятся не бесплатно: школе выделяются деньги в расчете 60—70 тысяч белорусских рублей на ученика в день. По окончании уборочной учителя распределяют между детьми деньги, причем делают это справедливо, ведь все ребята работают по-разному: кто-то очень старается, хочет собрать много, а кто-то подленивается.

— Дети знают, что своим трудом заработают  не только для себя, но и в общий котел. Ведь, кроме выплат за сбор урожая, агрокомбинат выделяет собранные самими школьниками овощи для столовой. Например, вчера наши младшеклассники ели салат из свеклы, которую сами убирали, — отмечает Наталья Николаевна. — Помогает агрокомбинат и деньгами, за которые в школу покупается необходимый инвентарь. А в День работников сельского хозяйства лучших учеников, которые проявили себя и в учебе, и в  уборке урожая, награждали грамотами и вручали подарки.

— По всей Минской области наблюдается такая тенденция: порядка 215 школ регулярно задействованы на шефских хозяйствах и сельхозпредприятиях. Примечательно, что большинство из них работают по собственной инициативе, — пояснили «БН» в отделе социальной и воспитательной работы управления образования Миноблисполкома. — По нашим данным, около 7 тысяч школьников участвуют в уборке урожая. А если учесть, что не все районы приступили к работе, то можно сказать, что эта цифра значительно увеличится.

Татьяна БИЗЮК

Фото автора

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter