После опыта в самодеятельности во время армейской службы Андрей Федорцов не вернулся на судно, а стал администратором в рок-клубе, потом машинистом сцены в театре, а после и вовсе актером детских постановок. К тому моменту, когда он стал обладателем диплома театрального вуза, за его плечами была уже достаточная актерская практика, но до популярности у зрителя было еще далеко. Широкую известность ему принесла одна из главных ролей в сериале «Убойная сила».
Отцы и дети
— Андрей, в сериале «СеняФедя» вы играете отца находчивого повара Сени — одного из самых ярких героев и этого проекта, и «Кухни». Наверное, с «Кухней» вы были знакомы до съемок?— Да, мне Дима Нагиев советовал посмотреть. «Кухня» — классный продукт, очень профессиональный во всех отношениях. Здесь все хорошо: и сценарий, и актеры, в числе которых и сам Нагиев. Я с ним много работал, поэтому считаю, что он мастер эксцентрики и вообще очень хороший артист.
— По сюжету Сеня — человек, который любит искать выгоду во всем. Хитрый, но добрый. Что объединяет вашего героя с сыном?
— Естественно, мой персонаж — такой же хитрец, но при этом простодушный хитрец. В этой своей простоте он мне и интересен. Ведь он понастоящему страдает от своей наивности. Вот у меня бабушка Марья Семеновна была строгой, но наивной. Ее все очень любили, потому что она была честным человеком. И отец Сени — тоже настоящий русский человек. Никогда в жизни не поднимет руку ни на кого. Но если его обидели, пойдет с ружьем отстаивать свои права.
— Быстро нашли общий язык с актером Сергеем Лавыгиным, который играет вашего сына? У вас ведь разница в возрасте всего 12 лет…
— Мы с Сережей понимали друг друга с полуслова. Возраст не помеха, главное — актерское мастерство. Я должен смотреть на Сергея Лавыгина как на сына, а он на меня — как на отца. При этом Сергей уже пятый сезон играет, а я пришел в историю только сейчас, поэтому пытался уловить нужную ноту, чтобы войти в кадр именно с правильной тональностью. Здесь серьезнейшая роль, трагикомичная, и я такое люблю. Я вообще считаю, что самое интересное в актерском мастерстве — трагикомичность. Когда рассмешил зрителя до истерики, а через пять минут он плачет. Значит, все честно делаем, по-настоящему. Я думаю, что и сериал «СеняФедя» тоже не комедия в чистом виде. В этой истории много и драматических сцен.
— А это ведь не первая ваша роль родителя?
— В последнее время мне часто предлагают роли отцов. Недавно снимался с Сергеем Бондарчуком. Он выше меня в два раза, но, тем не менее, я играю его отца.
Талант прячется в деталях
— В работе над образом вы всегда уделяете внимание каждой детали. Какие краски, черты, оттенки отыскали для своего героя в этот раз?— Мне кажется, что это и есть моя профессия, когда ты должен предложить десять вариантов сцен и столько же вариантов своего существования в этих сценах. Конечно, у режиссера есть общая картинка, а я могу только предложить что-то. Режиссер подхватывает это или нет, и вместе мы идем дальше. Я помню фильм Аллы Ильиничны Суриковой «О любви в любую погоду». Она мне предложила сценарий, а я ей в ответ: «Моя роль неправильно написана». У меня там роль бывшего уголовника Жбанова. Алла Ильинична меня спрашивает: «А как нужно?» Я и говорю: «Просто ощущение, что человек не сидел». И она предлагает переписать, дает мне на это всего месяц. Я и в тюрьмы тогда ходил, и с полицией разговаривал. Так и получился Жбанов.
— То есть пришлось поработать и сценаристом?
— Я скорее делал именно свою роль: работал над спецификой речи и характером моего героя. Потом, кстати, за эту роль получил награду фестиваля «Золотой Остап». Просто, когда делаешь что-то с душой, тогда и есть хороший результат. Поэтому не нужно для каждой роли выжимать из себя жесты и мимику героя. Главное — каждый жест должен исходить от внутреннего состояния. Это очень важный момент. Нужно придумать, что это за человек, и тогда от этого уже пойдет и костюм, и грим, и жесты, и все остальное.
— Но ведь бывает и наоборот, когда костюм и грим помогают понять героя?
— Да, такое тоже бывает! Когда не понимаешь, кто он, твой герой. Недавно в одном проекте играл профессора, который читает скучные лекции. И я все никак не мог найти к нему подход. Художник по гриму вдруг предложил: «Давай-ка мы тебе сделаем вот такую причесочку!» После этого преображения роль сразу пошла. Мгновенно!
Работы стало еще больше
— Вы безоговорочно влюблены в свою профессию. Не было идеи иметь какой-то запасной вариант, если вдруг пропадет желание сниматься?— В 1994 году я окончил театральный институт. А до этого в мореходке работал мотористом-рулевым, сейчас, наверное, был бы уже капитаном. Занимался также зообизнесом в трудные времена. Тогда, в девяностые, я пошел даже к бизнес-консультанту, написал серьезнейший бизнес-план, и мне дали по тем временам невиданные деньги — сто тысяч долларов на товар. Мне доверяли, потому что я доказал, что буду приносить прибыль. Но это другая жизнь, другая профессия.
— В пандемию многие артисты задумались о бизнесе, когда сидели на изоляции. Чем занимались вы?
— А я в это время начал работать еще больше. У меня сейчас совсем нет выходных. И театр, и съемки. Да и, честно говоря, не очень доверяю людям, которые часто меняют профессии. Вот мне недавно предложили преподавать. Но я понимаю, что для начала нужно обучиться специальности педагога. Да, я много чего могу: работать моряком, строить дома, ремонтировать машины. Но зачем мне это? Каждый день я трачу силы, чтобы честно работать в кадре и на сцене. Однако многие сейчас без образования и опыта считают, что могут заниматься актерской профессией. В такие моменты не понимаю, зачем четыре года учился и до сих пор каждый день учусь своему делу. Мы ведь не доверяем любителям управлять самолетами или проводить медицинские операции. То же самое относится и к актерам.
Кадр из сериала «СеняФедя-5».
Кинопробы онлайн
— Вы как-то рассказывали, что в свое время обивали пороги киностудий, чтобы вам дали хотя бы рольку-крохотульку. Сейчас, на ваш взгляд, актерам стало проще?— Вот Zoom теперь для меня как родной. Очень помогает, когда не можешь приехать на пробы. Instagram тоже завел, так как мне намекнули, что это помогает кастингдиректорам быстро находить актуальные фотографии актера. Сейчас ведь все ушло в онлайн. Это раньше я приходил на «Ленфильм», стучался в дверь, а мне в ответ: «Иди отсюда!» Даже и жестче бывало. (Улыбается.)
— А своим детям пытаетесь привить любовь к кинематографу и театру?
— Детям бесполезно что-то указывать или прививать, но можно их чуть направлять. И то, что ты делаешь, они повторяют, наблюдая за тобой: читаешь книгу, и они читают. Это все у них на подсознании откладывается.
— Андрей, вы какой чаще отец — добрый или строгий?
— По натуре я человек добрый, но если что-то не так, могу и наказать. Дети это прекрасно знают. По делу могу быть жестким не только с близкими. Помню, как снимался в Беларуси. Художник по костюмам принесла мне кирзачи в два раза больше моего размера, да еще и с водой внутри. А у меня главный герой, серьезнейшая военная картина. Я тогда не выдержал, подошел к продюсеру, объяснил, что данный человек непрофессионально относится к делу и не должен работать с нами. Я всегда вижу на площадке, кто за творчество, а кто «я в творчестве», и ненавижу халтуру. Но и для себя я самый жесткий критик.
ИЗ ДОСЬЕ
Андрей Федорцов
Родился: 13 августа 1968 года в Ленинграде.
Образование: в 1986 году окончил Ленинградское мореходное училище, в 1992-м — фермерскую школу, а в 1996-м — Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии.
Семья: женат, отец четверых детей.
Карьера: В копилке актера более сотни ролей в кино, среди которых «Убойная сила», «Литейный», «Укрощение строптивых», «Каминный гость», «Страховщики», «Вторая ошибка сапера» и другие. С 2008 года и по настоящее время — соведущий телепередачи «Главная дорога» на НТВ. В 2010 году удостоился почетного звания «Заслуженный артист Российской Федерации».
Марина Дорошева