Актер Андрей Федорцов самым жестким своим критиком считает себя самого

Убойная сила искусства


После опыта в самодеятельности во время армейской службы Андрей Федорцов не вернулся на судно, а стал администратором в рок-­клубе, потом машинистом сцены в театре, а после и вовсе актером детских постановок. К тому моменту, когда он стал обладателем диплома театрального вуза, за его плечами была уже достаточная актерская практика, но до популярности у зрителя было еще далеко. Широкую известность ему принесла одна из главных ролей в сериале «Убойная сила».

Отцы и дети

— Андрей, в сериале «СеняФедя» вы играете отца находчивого повара Сени — одного из самых ярких героев и этого проекта, и «Кухни». Наверное, с «Кухней» вы были знакомы до съемок?

— Да, мне Дима Нагиев советовал посмотреть. «Кухня» — классный продукт, очень профессиональный во всех отношениях. Здесь все хорошо: и сценарий, и актеры, в числе которых и сам Нагиев. Я с ним много работал, поэтому считаю, что он мастер эксцентрики и вообще очень хороший артист.

— По сюжету Сеня — человек, который любит искать выгоду во всем. Хитрый, но добрый. Что объединяет вашего героя с сыном?

— Естественно, мой персонаж — такой же хитрец, но при этом простодушный хитрец. В этой своей простоте он мне и интересен. Ведь он по­настоящему страдает от своей наивности. Вот у меня бабушка Марья Семеновна была строгой, но наивной. Ее все очень любили, потому что она была честным человеком. И отец Сени — тоже настоящий русский человек. Никогда в жизни не поднимет руку ни на кого. Но если его обидели, пойдет с ружьем отстаивать свои права.

— Быстро нашли общий язык с актером Сергеем Лавыгиным, который играет вашего сына? У вас ведь разница в возрасте всего 12 лет…

— Мы с Сережей понимали друг друга с полуслова. Возраст не помеха, главное — актерское мастерство. Я должен смотреть на Сергея Лавыгина как на сына, а он на меня — как на отца. При этом Сергей уже пятый сезон играет, а я пришел в историю только сейчас, поэтому пытался уловить нужную ноту, чтобы войти в кадр именно с правильной тональностью. Здесь серьезнейшая роль, трагикомичная, и я такое люблю. Я вообще считаю, что самое интересное в актерском мастерстве — трагикомичность. Когда рассмешил зрителя до истерики, а через пять минут он плачет. Значит, все честно делаем, по-­настоящему. Я думаю, что и сериал «СеняФедя» тоже не комедия в чистом виде. В этой истории много и драматических сцен.

— А это ведь не первая ваша роль родителя?

— В последнее время мне часто предлагают роли отцов. Недавно снимался с Сергеем Бондарчуком. Он выше меня в два раза, но, тем не менее, я играю его отца.

Талант прячется в деталях

— В работе над образом вы всегда уделяете внимание каждой детали. Какие краски, черты, оттенки отыскали для своего героя в этот раз?

— Мне кажется, что это и есть моя профессия, когда ты должен предложить десять вариантов сцен и столько же вариантов своего существования в этих сценах. Конечно, у режиссера есть общая картинка, а я могу только предложить что­-то. Режиссер подхватывает это или нет, и вместе мы идем дальше. Я помню фильм Аллы Ильиничны Суриковой «О любви в любую погоду». Она мне предложила сценарий, а я ей в ответ: «Моя роль неправильно написана». У меня там роль бывшего уголовника Жбанова. Алла Ильинична меня спрашивает: «А как нужно?» Я и говорю: «Просто ощущение, что человек не сидел». И она предлагает переписать, дает мне на это всего месяц. Я и в тюрьмы тогда ходил, и с полицией разговаривал. Так и получился Жбанов.

— То есть пришлось поработать и сценаристом?

— Я скорее делал именно свою роль: работал над специ­фикой речи и характером моего героя. Потом, кстати, за эту роль получил награду фестиваля «Золотой Остап». Просто, когда делаешь что­-то с душой, тогда и есть хороший результат. Поэтому не нужно для каждой роли выжимать из себя жесты и мимику героя. Главное — каждый жест должен исходить от внутреннего состояния. Это очень важный момент. Нужно придумать, что это за человек, и тогда от этого уже пойдет и костюм, и грим, и жесты, и все остальное.

— Но ведь бывает и наоборот, когда костюм и грим помогают понять героя?

— Да, такое тоже бывает! Когда не понимаешь, кто он, твой герой. Недавно в одном проекте играл профессора, который читает скучные лекции. И я все никак не мог найти к нему подход. Художник по гриму вдруг предложил: «Давай-ка мы тебе сделаем вот такую причесочку!» После этого преображения роль сразу пошла. Мгновенно!

Работы стало еще больше

— Вы безоговорочно влюблены в свою профессию. Не было идеи иметь какой-то запасной вариант, если вдруг пропадет желание сниматься?

— В 1994 году я окончил театральный институт. А до этого в мореходке работал мотористом-­рулевым, сейчас, наверное, был бы уже капитаном. Занимался также зообизнесом в трудные времена. Тогда, в девяностые, я пошел даже к бизнес-­консультанту, написал серьезнейший бизнес-­план, и мне дали по тем временам невиданные деньги — сто тысяч долларов на товар. Мне доверяли, потому что я доказал, что буду приносить прибыль. Но это другая жизнь, другая профессия.

— В пандемию многие артисты задумались о бизнесе, когда сидели на изоляции. Чем занимались вы?

— А я в это время начал работать еще больше. У меня сейчас совсем нет выходных. И театр, и съемки. Да и, честно говоря, не очень доверяю людям, которые часто меняют профессии. Вот мне недавно предложили преподавать. Но я понимаю, что для начала нужно обучиться специальности педагога. Да, я много чего могу: работать моряком, строить дома, ремонтировать машины. Но зачем мне это? Каждый день я трачу силы, чтобы честно работать в кадре и на сцене. Однако многие сейчас без образования и опыта считают, что могут заниматься актерской профессией. В такие моменты не понимаю, зачем четыре года учился и до сих пор каждый день учусь своему делу. Мы ведь не доверяем любителям управлять самолетами или проводить медицинские операции. То же самое относится и к актерам.

Кадр из сериала «СеняФедя-5».

Кинопробы онлайн

— Вы как-то рассказывали, что в свое время обивали пороги киностудий, чтобы вам дали хотя бы рольку-крохотульку. Сейчас, на ваш взгляд, актерам стало проще?

— Вот Zoom теперь для меня как родной. Очень помогает, когда не можешь приехать на пробы. Instagram тоже завел, так как мне намекнули, что это помогает кастинг­директорам быстро находить актуальные фотографии актера. Сейчас ведь все ушло в онлайн. Это раньше я приходил на «Ленфильм», стучался в дверь, а мне в ответ: «Иди отсюда!» Даже и жестче бывало. (Улыбается.)

— А своим детям пытаетесь привить любовь к кинематографу и театру?

— Детям бесполезно что-­то указывать или прививать, но можно их чуть направлять. И то, что ты делаешь, они повторяют, наблюдая за тобой: читаешь книгу, и они читают. Это все у них на подсознании откладывается.

— Андрей, вы какой чаще отец — добрый или строгий?

— По натуре я человек добрый, но если что­-то не так, могу и наказать. Дети это прекрасно знают. По делу могу быть жестким не только с близкими. Помню, как снимался в Беларуси. Художник по костюмам принесла мне кирзачи в два раза больше моего размера, да еще и с водой внутри. А у меня главный герой, серьезнейшая военная картина. Я тогда не выдержал, подошел к продюсеру, объяснил, что данный человек непрофессионально относится к делу и не должен работать с нами. Я всегда вижу на площадке, кто за творчество, а кто «я в творчестве», и ненавижу халтуру. Но и для себя я самый жесткий критик.

ИЗ ДОСЬЕ

Андрей Федорцов

Родился: 13 августа 1968 года в Ленинграде.

Образование: в 1986 году окончил Ленинградское мореходное училище, в 1992-м — фермерскую школу, а в 1996-м — Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии.

Семья: женат, отец четверых детей.

Карьера: В копилке актера более сотни ролей в кино, среди которых «Убойная сила», «Литейный», «Укрощение строптивых», «Каминный гость», «Страховщики», «Вторая ошибка сапера» и другие. С 2008 года и по настоящее время — соведущий телепередачи «Главная дорога» на НТВ. В 2010 году удостоился почетного звания «Заслуженный артист Российской Федерации».

Марина Дорошева
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter