Уборка жилья директора

Как директору школы убрали жилье на 19 млн рублей из фонда экономии

Стоила эта услуга 19 миллионов рублей, выплаченных из фонда экономии школы

На днях в Генеральной прокуратуре состоялось девятое заседание республиканского координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией. На нем большое внимание было уделено экономическим преступлениям, противодействию коррупционным проявлениям. Какие же негативные процессы все еще не изжиты и дают о себе знать?

В минувшем году правоохранителям удалось сохранить позитивные тенденции в выявлении и пресечении коррупционных преступлений. Если в 2009 году таких преступлений зарегистрировано 3366, то в прошедшем – 3637.

На заседании республиканского координационного совещания отмечалось повышение результативности в борьбе с одним из наиболее тяжких проявлений коррупции – получением взяток. В прошлом году преступлений, предусмотренных ст. 430 УК, выявлено 608, что на 45,5 % больше, чем в 2009 году. В структуре коррупционной преступности удельный вес взяточничества, хищений имущества путем злоупотребления служебными полномочиями и злоупотреблений властью или служебными полномочиями составил соответственно 36,4, 23,7 и 7,4 %.

В 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилось число выявленных коррупционных преступлений в сферах торговли (с 482 до 597), промышленности (с 427 до 466), образования (с 200 до 411), строительства (с 279 до 392), сельского хозяйства (с 338 до 366). Распространены факты коррупции при осуществлении государственных закупок, административных процедур, контрольно-надзорной деятельности, при заключении различных сделок, в том числе связанных с реализацией продукции, при выдаче различных разрешений, согласований, других официальных документов, в образовательном процессе при сдаче экзаменов и зачетов, в земельных правоотношениях. В последнее время стало больше привлекаться к уголовной ответственности за коррупцию представителей власти (в 2009 году – 108, в 2010 году – 115) и должностных лиц, занимающих ответственное положение (соответственно 14 и 17).

По делам о коррупционных преступлениях, по которым окончено производство в минувшем году, установлен ущерб в сумме 42,2 млрд. рублей. В ходе расследования возмещен ущерб в 14,1 миллиарда, что почти вдвое больше, чем за год до этого. В целях обеспечения конфискации и возмещения ущерба, причиненного коррупционными преступлениями, органами предварительного расследования наложен арест на имущество на общую сумму 21,4 млрд. рублей.

А какие результаты принесли проверки соблюдения антикоррупционного законодательства? Несмотря на то, что в 2010 году таких проверок проведено гораздо меньше, чем в 2009 году (соответственно 595 и 780), их результативность оказалась выше. По результатам проверок внесено 460 представлений, вынесено 295 предписаний, принесено 90 протестов, официально предупреждено 321 лицо, к дисциплинарной ответственности привлечено 786 человек, а к административной – 98, возмещен ущерб по требованию прокуроров в сумме 538,5 млн. рублей, возбуждено 94 уголовных дела. Выявляются многочисленные факты ненадлежащего осуществления ведомственного контроля, использования должностными лицами служебного положения в личных и иных внеслужебных целях, нарушения порядка проведения государственных закупок, декларирования доходов и имущества и др.

Генеральной прокуратурой и другими государственными органами выработан комплекс мероприятий по профилактике коррупции. Они нашли свое отражение в Государственной программе по борьбе с преступностью и коррупцией на 2010—2012 годы, Концепции совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка их исполнения, региональных программах мероприятий по борьбе с коррупцией, других нормативных документах.

Лидирующие позиции по уровню коррупционной преступности, отмечает начальник отдела по надзору за исполнением законодательства по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Генеральной прокуратуры Беларуси Игорь Грейбо, последние два года занимают системы Белкоопсоюза, образования, транспорта и коммуникаций, архитектуры и строительства, сельского хозяйства и продовольствия, Государственного таможенного комитета.

В минувшем году отмечено значительное по сравнению с 2009 годом увеличение числа выявленных фактов получения взяток в системах Министерства образования – с 27 до 265, Министерства промышленности – с 5 до 16, концерна «Белнефтехим» – с 5 до 22. Больше всего хищений путем злоупотребления служебными полномочиями выявляется в системах министерств архитектуры и строительства, транспорта и коммуникаций, промышленности, сельского хозяйства и продовольствия.

Такая же негативная тенденция наблюдается и в системах местных исполнительных и распорядительных органов. Если в 2009 году здесь выявлено 666 коррупционных преступлений, то в минувшем – уже 797. Хищения путем злоупотребления служебными полномочиями в основном совершаются должностными лицами коммунальных унитарных предприятий, учреждений и сельскохозяйственных производственных кооперативов и направлены на завладение имуществом, которое должностным лицам вверено по службе, денежными средствами организаций путем фиктивного трудоустройства конкретных лиц и другими способами. Иные злоупотребления служебными полномочиями зачастую сопряжены с незаконным привлечением подчиненных работников к проведению строительных и иных работ на принадлежащих должностным лицам объектах недвижимости, приусадебных участках и иных владениях.

Два любопытных примера привел в содокладе на заседании республиканского координационного совещания заместитель Генерального прокурора Виктор Конон. Один из примеров касался совершения хищения путем злоупотребления служебными полномочиями имущества организации в особо крупном размере начальником дорожно-эксплуатационного управления районного уровня. Другой оказался и вовсе вопиющим: директор одной из школ г. Минска на протяжении нескольких лет с использованием служебных полномочий организовывала выполнение подчиненными сотрудниками работ по уборке ее жилища. Она выплатила за выполненные работы из фонда экономии школы около 19 млн. рублей. 

----------------------------------------

Прямая речь

Генеральный прокурор Беларуси Григорий ВАСИЛЕВИЧ: «Реагировать на новые угрозы»

— В настоящее время на государственном уровне нет серьезной угрозы со стороны коррупции как явления. Тем не менее искоренение коррупции и преступности – это постоянная работа правоохранительных органов. Они обязаны реагировать на новые угрозы такого рода. И не только правоохранители. Свое слово в борьбе с коррупцией и экономической преступностью призваны сказать союзы предпринимателей, промышленников, другие общественные объединения.

Очень многое зависит и от органов местной власти. Приведу наглядный пример. В минувшем году зарегистрировано 14 155 краж из автомобилей, оставленных владельцами на внутридворовых территориях или в иных неохраняемых местах, что составило 19,3 % от общего количества краж. Большинство этих преступлений (8051) совершено в г. Минске.

В настоящее время в нашей стране зарегистрировано около 3 миллионов единиц индивидуального автотранспорта, а мест в гаражных кооперативах – всего 430 тысяч, машино-мест на охраняемых автостоянках – лишь 164 тысячи. В прошлом году территориальными органами внутренних дел в исполнительные и распорядительные органы направлено 192 письма по вопросу открытия автостоянок. По результатам их рассмотрения оборудовано только 17. По обозначенной проблеме мне, Генеральному прокурору, пришлось направить соответствующую информацию премьер-министру Республики Беларусь. Будем надеяться, что это послужит толчком к решению злободневной проблемы.

Для того чтобы уменьшить количество коррупционных преступлений, прокуратура год назад организовала экскурсии для чиновников в СИЗО. Стали ли они эффективной мерой? Мы видим позитивную динамику. У меня нет фактов, что те, кто побывал на экскурсии в следственном изоляторе, совершили впоследствии коррупционные преступления. Считаю, что полезно бывать в исправительных учреждениях и судьям, которые выносят приговоры по уголовным делам, и студентам, начинающим юристам.

На днях вынесены официальные предупреждения двум замминистра, отвечающим в своих министерствах за работу антикоррупционных комиссий. Тем самым мы высказали свою обеспокоенность работой этих формирований. Справедливости ради, надо отметить, что в последние годы работа государственных органов и иных организаций по противодействию коррупции существенно активизировалась, стала более целенаправленной и эффективной. Однако многие руководители по-прежнему полагают, что борьба с коррупцией является компетенцией исключительно правоохранительных органов, и недооценивают свои возможности в этом направлении.

Распространены факты ненадлежащего подбора кадров на руководящие, материально ответственные и другие коррупционно-рискованные должности. Кадровые решения в отношении руководителей государственных органов (организаций) зачастую принимаются без учета оценки эффективности их работы по обеспечению правопорядка и противодействию коррупции в соответствующей отрасли или сфере деятельности. Руководителями не всегда уделяется должное внимание выявлению и устранению причин и условий, способствующих коррупции в соответствующей отрасли (сфере деятельности), а меры, принимаемые по выявленным фактам коррупции, нередко ограничиваются привлечением виновных лиц к дисциплинарной ответственности. Более того, многие руководители не дают надлежащую антикоррупционную оценку выявленным правонарушениям, тем самым способствуя сокрытию и распространению коварного зла. Генеральная прокуратура не может с этим мириться.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter